Реформы Петра I. Складывание абсолютной монархии

Вопросы:

1. Имперская государственность.

2. Абсолютизм.

3. Изменения в законодательстве.

Имперская государственность.

Петр I (1682/89-1725) стал последним русским царем, который, следовательно, венчался на царство Шапкой Мономаха. После него – только императорской короной. Именно Петр I сделал Россию великой державой Европы, абсолютной монархией и империей.

Основной смысл и содержание петровских преобразований заключались в модернизации Русского государства и самой государственности на западноевропейский образец, т.е. в приведении их в соответствие с велениями времени. Модернизация предполагает трансформацию государства традиционного типа в современное, причем важным отличительным признаков второго от первого считается рационализация управления. В практическом плане это проявилось в реорганизации всей системы административного управления, органов власти в центре и на местах, их внутреннего устройства и функций, структуры взаимоотношений центра и регионов, в переосмыслении самого понятия «государство».

Абсолютизм, будучи закреплен законодательно, получил свое внешнее выражение в повышении статуса сначала монарха, а затем и всего государства. Петр I получил официальный титул «Отец отечества». 22 сентября 1711г. – Сенат преподнес царю титул императора, а в 1721г. Россия была провозглашена империей . Принятие титула императора указывало на стремление России следовать западноевропейским традициям, в то время как царский титул говорил о преемственности от Византии. Теперь к старым государственным регалиям (шапка Мономаха, скипетр, держава, царская цепь) добавляются корона, подбитая горностаем порфира, гос. меч и знамя. Обряд коронования, начиная с Екатерины I, стал проходить по европейскому образцу.

Абсолютизм.

Империя стала неотъемлемой чертой абсолютной монархии . Ст. 20 Артикула Воинского формулирует принцип абсолютизма : «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет в своих государстве и землях, как христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Опора абсолютизма – диктатура дворянства, как господствующего социального слоя в стране.

Упразднение Земских соборов и патриаршества, позволили Петру I утвердить абсолютизм – вся власть в стране принадлежит монарху, который ни перед кем не ответственен. Теоретик самодержавия Феофан Прокопович развивал концепцию неограниченной власти русского царя, где самодержец имеет право повелевать как на основе божественного, так и естественного права. Абсолютизм Петра трактовался как владычество разума, олицетворенного монархом, являвшимся, по петровскому выражению, «первым слугой» на службе государства, и его полновластным распорядителем. Государственные реформы, проведенные Петром I, закрепили абсолютную власть императора.

Основные государственные органы петровского времени :

- Сенат – судебные, административные и законосовещательные функции, ведая коллегиями и губерниями. Он назначал и утверждал чиновников. В связи с тем, что Сенат был призван координировать деятельность всех прочих органов гос. власти в центре и на местах, разрешая споры между ними, он должен был стать высшим правительственным, т.е. правящим органом.

- институт прокуратуры , осуществлявший контроль за соблюдением законности.

- Коллегии – высшие органы исполнительной власти. Всего – 11 единиц.

- Тайная канцелярия – государственная безопасность и Преображенский приказ – политический сыск.

- Синод – высший коллегиальный орган управления церковью после упразднения патриархата (с 1700г.). Правительственный Синод обладал всеми видами высшей власти в церковном управлении и правом на законодательную инициативу в церковных делах. Над Синодом стоял назначаемый царем генерал-прокурор. Синод являлся высшим законосовещательным, административным и судебным правительственным учреждением по делам РПЦ, находившимся под контролем государства.

Законодательно новый принцип абсолютной власти монарха был закреплен в «Артикуле воинском» от 30 марта 1716г. В царствование Петра самодержавие не только становится фактом политической жизни, но и получает юридическую формулировку в законе.

(11) Оформление абсолютизма при Петре 1

В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

В 1708 – 1710 гг. была проведена областная реформа органов власти на местах. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Во главе Петербургской и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно-полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 г.был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы. Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В перовой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес". Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе.

Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему.

По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVП в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства.

Для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля 1721) для придания большего авторитета в Синод, который был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: первый – до 1708г., второй – с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).

В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.

В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянам запрещался раздел их имений между всеми детьми.

В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".

Введение

Предпосылки централизации государственной власти

Значение реформ Петра I

Заключение


Введение


В истории государственного права России конец XVII-XVIII вв. принято считать временем утверждения абсолютной монархии. В переводе с латинского absolutus означает неограниченный, безусловный. Абсолютные монархии существовали в Европе во время перехода стран от феодального, сословного общества к капиталистическому, гражданскому. Их нельзя, однако, смешивать с более ранними формами деспотий или с более поздними формами тоталитарной и авторитарной государственности. Не совсем тождественны и понятия абсолютизм и самодержавие. Именно этим термином пользовались русские историки, определяя природу абсолютной монархии в России.

Главными чертами абсолютной монархии являются: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха: право монарха распоряжаться налоговой системой и государственными финансами; наличие обширного разветвленного бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет управленческие функции; централизация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления; наличие постоянной армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий.

В эпоху абсолютизма прекращается деятельность органов, характерных для сословно-представительной монархии (Земский собор и Боярская дума), государственная власть получает большую самостоятельность по отношению к обществу, в том числе и к верхам господствующих сословий, а межсословные перегородки становятся более проницаемыми.

Первые предпосылки абсолютизма в России стали проявляться уже при Иване Грозном. Но форсированное оформление его пришлось на копен XVII - первую четверть XVIII вв. Связано оно было с политикой меркантилизма в экономике и торговле, которую проводил Пётр I, с формированием новой идеологии и культуры, с расширением этнотерриториальных пределов Российского государства, с укреплением и расширением крепостнических порядков. Все это требовало сосредоточения всей полноты власти в руках монарха.

Юридическое оформление абсолютизма произошло уже при Петре I. В 1816 г. в Воинских Артикулах было определено: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Императору принадлежала законодательная и высшая административная (исполнительная) власть в государстве. Император был последней высшей инстанцией в решении судебных дел. Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактическим главой русской церкви.

В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. Его правление считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Рубеж четко разграничивает формы государственной власти: от Ивана III - до Петра I и от Петра I - до Советской России.


1. Предпосылки централизации государственной власти


Петр являлся фигурой огромного исторического масштаба, фигурой сложной и весьма противоречивой. Он был умен, любознателен, трудолюбив, энергичен. Не получив должного образования, он тем не менее обладал обширными познаниями в самых разнообразных сферах науки, техники, ремесла, военного искусства. Нет сомнений, что все, что он делал, было направлено, по мнению самого Петра, на благо России, а не его, царя, лично. Но многие личные качества Петра были обусловлены характером той суровой эпохи, в которой он жил, и в значительной мере определили его жестокость, подозрительность, властолюбие и т. п. Весьма показательно, что Петру нравилось, когда его сравнивали с Иваном Грозным. В достижении поставленных целей он не гнушался никакими средствами, был не просто жесток к людям (лично, например, рубил головы стрельцам в 1689 г.), он вообще смотрел на человека как на орудие, материал для создания того, что было им задумано для блага империи. За время правления Петра в стране в три раза выросли налоги и на 15% сократилось население. Петр не останавливался перед применением самых изощренных методов средневековья: пыток, слежки, поощрения доносов. Он был убежден, что во имя государственной «пользы» можно пренебречь моральными нормами.

Петр не имел заранее строгого плана преобразований, однако, несомненно, руководствовался популярными в то время теориями государства и прежде всего - теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей чиновников, персональной ответственности, учета документации.

Рационалистическое сознание XVIII в. полагало, что общественный порядок может быть приведен к идеальному, путем принятия разумных законов и точного их исполнения. В России, где власть монарха была абсолютной, вера во всесилие приказа и благодетельность тотального государственного контроля за жизнью подданных нашла благодатную почву.

Петр I считал, что он один знает, в чем благо для государства, а сопротивление его воле проистекает лишь от неразумия и лени. Для принуждения подданных к исполнению благодетельной монаршей воли и требовался мощный аппарат управления.

Преобразования Петра 1 начались на рубеже двух веков и продолжались до его смерти в 1725 г., неожиданно прервавшей исполнение задуманных им планов. В своей реформаторской деятельности Петр 1 опирался на европейский опыт (Швеции, Германии, Франции, Голландии), но действовал, исходя из практических потребностей, не имея строгой системы и программы преобразований. Реформы начались в армии в связи с войной за выход в Балтийское море (1700 г.), за ними последовали другие.

На рубеже XVII-XVIII вв. Россия стояла на пороге преобразований. Эти преобразования могли происходить в разных формах и привести к различным результатам. В выборе форм развития огромную роль сыграла личность реформатора.

Предпосылки дальнейшей централизации управления первой четверти XVIII в. состояли в следующем:

В XVII в. уменьшилась экономическая разобщенность отдельных районов, развивались ремесла, появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и других отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства. На этой основе стал складываться всероссийский рынок, росли торговля и промышленность, купечество. Однако Россия отставала от стран Запада, поэтому Петр I и стал проводить политику, направленную на подъем экономики, - такая экономическая политики получила название меркантилизма и протекционизма.

Московское государство восприняло некоторые черты административного управления, используемого татаро-монголами: порядок налогообложения (Петр I перешел от подворного к подушному налогообложению, формированию ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства). Деспотическое влияние монголо-татар на государственное управление проявилось в смене вассалитета Древней Руси подданством. Остатки вассалитета, при котором не ущемлялась личная свобода вассала, находившегося под покровительством сеньора, постепенно исчезли в XV - XVI вв. К XVI в. на Руси утверждается господство отношений типа «государь-холоп» в самой жесткой и уничижительной форме (т.е. договорные отношения вассалитета сменились отношениями подданства).

В XVII в. государственная собственность на землю сохранялась в Новгородской земле. В Замосковном крае преобладала вотчина (частная собственность на землю). Общество постепенно стало освобождаться от груза государственной земельной собственности, который оказался непосильным для страны. Разрушение казенной собственности не сводилось к сокращению поместного фонда земель. Уступая требованиям дворян, власти разрешили обмен поместий на вотчины, расширили права наследования поместья и пр. Кризис московского дворянства подготовил почву для реформ начала XVIII в. Петр I создал русскую регулярную армию, что привело к упразднению дворянского поместного ополчения. Крушение старой военно-служилой системы делало ненужным существование всеобъемлющей государственной земельной собственности. По указу о единонаследии 1714 г. Петр I закрепил за дворянами поместья, приравняв их к вотчинам. Тем самым он упразднил огромный фонд государственной поместной земельной собственности. В реальной жизни процесс превращения поместья в частное владение дворян был близок к своему завершению в конце XVII в. Таким образом, упразднение государственной собственности имело соответствующие предпосылки, стало действительно одной из крупнейших реформ петровского времени.

Отмена в 1682 г. местничества - системы распределения служебных мест у феодалов в Русском государстве в XIV-XV вв. при назначении на административную, военную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков, а также упоминавшееся выше слияние поместного и вотчинного землевладения подготовили указ Петра I о единонаследии и «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» (1722 г.). Последняя установила 14 рангов, классных чинов (1-й - высший), при назначении учитывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги.

По мере усиления самодержавия ослабевала роль Земских соборов. Во второй половине XVII в. они постепенно прекратили свое существование. Уменьшилась и роль боярской Думы. В 1704 г. в источниках последний раз встречается упоминание о ней.

До преобразований Петра I была начата реорганизация вооруженных сил. Так, в 30-е гг. XVII в. солдатские, рейтарские и драгунские полки являлись ближайшими предшественниками регулярной армии, окончательно сформированной в петровское время.

Реформ государственного управления требовала и многолетняя Северная война (1700-1721 гг.), являвшаяся испытанием отечественной государственности. Академик С.Ф. Платонов отмечал: «... под давлением военных нужд Петр спешно совершил ряд нововведений, которые разрушали по частям старые московские порядки».

Окончательно оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649 г.), нарастал социальный протест масс (крестьянская война под предводительством С. Разина в 1670-1671 гг., городские восстания). Старый государственный аппарат с трудом осуществлял карательные функции. Дворянство требовало изменения форм правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки армии.

Российская церковь претендовала на власть, и ее позиции были подорваны царизмом задолго до правления Петра I. Патриарх Никон (1605-1681 гг.) вмешивался в политику государства под лозунгом «священство выше царства», что привело к разрыву царя с патриархом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы осуществить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Такова предпосылка огосударствления церкви при Петре I.

Сословно-представительная монархия с ее громоздкой приказной системой с трудом справлялась с управлением гигантскими территориями России. В XVII в. территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные в результате интервенции и захвата в начале XVII в. земли были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, осуществлялось продвижение в Сибирь, где Россия достигла берега Тихого океана. В XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. К концу XVII в. в России насчитывалось более 10 млн. человек. Таким образом, увеличилась территория страны, наметились изменения в структуре государственного аппарата, назрела необходимость преодолеть отсталость России в хозяйственном, военном и культурном отношении. Орудием преобразований стало государство (государь), которое одновременно реформировало себя само. Монарх не имел особого плана преобразований, российский абсолютизм формировался постепенно на протяжении всего правления Петра I. Он обрел главную опору в сильной регулярной армии, бюрократическом аппарате государственного управления (сформированная Петром I государственная служба) и государственной церкви (царь осуществил огосударствление церкви по образцу протестантских стран). Так, в условиях начавшегося в России перехода от феодализма к капитализму возникла абсолютная монархия.

Элементами механизма абсолютной монархии являлись высшие органы государственной власти, которые были радикально реформированы. Изменился титул царя. 22 октября 1721 г. (в годовщину славного освобождения Москвы в 1612 г.), а также в связи с победоносным исходом Северной войны Петр I принял титул Императора Всероссийского и превратил прежние «великие государства Российского царствия» во «Всероссийскую империю». Независимо от императорского титула Сенат наименовал Петра еще «великим» и «отцом отечества».

Для финансового контроля Петр I создал Ближнюю канцелярию, которая и стала местом заседания членов Боярской думы, начальников приказов (1704 г.). Такие заседания называли Консилией министров. Последняя прекратила свое существование с созданием Сената (1711 г.).

Усиление власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной канцелярией (1704-1727 гг.). Кабинет был военно-походной канцелярией, через него Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же поступали челобитные, жалобы, доносы.

В 1711 г. было создано постоянно действующее высшее правительственное учреждение - Правительствующий Сенат. Для углубления представлений о государственном управлении той эпохи приведем несколько указов, исходящих непосредственно от Петра I. Так, в Указе от 22 февраля 1711 г. «Об учреждении Правительствующего Сената» отмечается: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михаиле Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорий Волконский, господин Самарин, господин Василий Опухтин, господин Мельницкий, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин».

Сенат состоял из 9 человек, являлся коллегиальным органом. Указанные выше три князя - выходцы из старинной титулованной знати. Остальные - из малознатных родов. Три сенатора в прошлом были членами боярской Думы (Мусин-Пушкин, Стрешнев, Племянников).

О компетенции Сената можно судить по двум Указам Петра, принятым 2 марта 1711 г.: «О полномочиях Правительствующего Сената», где царь угрожал ослушникам смертной казнью, призывая подчиняться указам Сената «как нам самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря», а также Указ «О функциях Правительствующего Сената».

Из документа видно, что Сенат был наделен широкими полномочиями: заботиться о соблюдении правосудия, государственных доходах и расходах, о Явке на службу, о развитии торговли и т.д. Однако царь не делился с ним своей верховной властью. Сенат оставался законосовещательным органом и выполнял функции упраздненного разрядного приказа. А связь с губерниями осуществлял через специальных губернских комиссаров (по два от губернии). Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами (т.е. высшим органом надзора за государственным управлением). Надзор осуществлялся через фискалов. Об этом можно судить по Указу царя от 5 марта 1711 г. «О порядке заседаний Правительствующего Сената».

Фискала награждали половиной судебного штрафа с уличенного должностного лица. Фискалами руководил обер-фискал, поддерживавший связь с ними через Фискальный стол канцелярии Сената. Сенат рассматривал доносы ежемесячно по докладу Расправной палаты, которая состояла из четырех судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1729 гг.).

Став императором, Петр I запретил Сенату издавать «генеральные определения» (подобие законов). Во главе Сената он поставил генерал-прокурора П.И. Ягужинского, наделив его очень широкими полномочиями. Так, в отсутствие царя он должен был быть «царевым оком». Генерал-прокурор осуществлял надзор за работой Сената, председательствовал на его заседаниях и даже имел право законодательной инициативы. Ему подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, согласно которому монарх по своему усмотрению назначал себе преемника. Таким образом, избрание царей на заседаниях соборов, осуществляемое в XVII в., не стало традицией. Теперь воля императора определяла судьбу престола, а подданные должны были соглашаться с его решением. Петр I по разным причинам лишился сыновей от обеих жен. Коронация супруги Петра Марты-Екатерины, не подкрепленная в соответствии с установленным законом обязательным завещанием и провозглашением официального наследника, усугубила династический кризис и обусловила его преодоление с помощью военной силы после смерти императора. Таким образом, решения и действия Петра I имели далеко идущие политические последствия и создали угрозу потери династией Романовых престола.


Сущность реформ государственного управления


Придя к власти в 1689 г., Петр унаследовал традиционную систему управления XVII века с Боярской думой и приказами как центральными учреждениями. По мере усиления самодержавия Боярская дума, как узкий сословный орган, утрачивала свое значение и в начале XVIII века исчезла. Сведения о заседаниях Боярской думы обрываются в 1704 г. Ее функции стала выполнять «консилия министров» - совет начальников важнейших правительственных ведомств в составе 8-14 (в разные годы) своих ближайших сподвижников. Орган этот назывался ещё Ближней Канцелярией, которая ведала делами во время многочисленных отлучек Петра из столицы. В деятельности данного органа уже видны элементы бюрократизации управления - режим работы, строгое распределение обязанностей, введение регламентированного делопроизводства.

В 1711 г. с отбытием на фронт Петр издал указ об учреждении Правительствующего Сената, 9 членов которого были назначены царем. Им поручалось руководство страной в его отсутствие. Образование стало следующим шагом в организации нового аппарата управления. Сенат создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции. В Сенате вводился принцип коллегиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые в государственном учреждении, как и в армии, вводилась личная присяга.

Чуть позже определились и функции Сената: ведать торговлей, комплектованием армии, сбором налогов, судом, установлена строгая процедура обсуждения вопросов и принятия решений (на основе единогласия). Позднее Сенат расширил свой состав: в него стали входить президенты коллегий, с 1722 г. - только основных 4, а также по 2 «комиссара» от каждой губернии.

Сенат являлся по сути высшим законодательным, судебным и контрольным органом империи. Он издавал указы по всем вопросам внешней и внутренней политики, являлся судом первой инстанции для высших должностных лиц и рассматривал дела по апелляции нижних судов, ревизовал деятельность губернского начальства, осуществлял контрольные функции. Для исполнения последней при Сенате учреждалась тайная должность фискала, который имел штат подчиненных и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством назначаемого царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах.

Функции полицейского надзора вменялись и в обязанность генерал-прокурора, чья должность была учреждена в 1722 г. Задуманная как «полиция над администрацией» должность быстро обросла необходимым штатом (обер-прокуроры, прокуроры при коллегиях и надворных судах) и превратилась в недремлющее «око государя». Полицейские функции по отношению к населению возлагались на администрацию всех рангов, обязанную контролировать на только общественную, но и частную жизнь подданных. С 1718 г. введена и должность полицмейстера в городах, ему подчинялись местная администрация и старосты.

Пётр I, проводя преобразования в области экономики, попытался приспособить к новым задачам старую приказную систему управления. Но попытка не увенчалась успехом, пришлось провести коренную реформу, реорганизовав и частично упразднив приказы и создав на их месте новые органы - коллегии (по образу Швеции). Реформа административной системы была продолжена на рубеже 10-20-х гг. XVIII века. В ее основе лежали принципы камерализма - учения о бюрократическом управлении, которое предполагало: функциональный принцип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностей чиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты и жалованье.

В 1718 г. был принят «Реестр коллегиям». Вместо 44 приказов учреждались коллегии. Их число составляло 10-11. В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент коллегий, согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными и судебными делами (Иностранная, Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия), группа коллегий занималась финансами (доходами - Камер-коллегия, расходами - Штатс-контор-коллегия, контроль за сбором и расходованием средств - Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, позже разделенная на две). В 1722 г. был создан важнейший контрольный орган - прокуратура. Неофициальной главой Сената стал генерал-прокурор П.И. Ягужинский. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором путем введения системы фискалов, которые осуществляли негласное наблюдение за деятельностью администрации на всех уровнях. Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос. Феномен доносительства прочно утвердился в государственной системе и в обществе.

Структура и порядок деятельности коллегий регулировались Генеральным регламентом 1720 г. - своеобразным уставом гражданской службы. Кроме него были изданы регламенты каждой коллегии. Штаты коллегий были невелики: президент (русский), вице-президент (немец), 4 советника и 4 асессора (при Екатерине II число последних сократилось до 2-х, а весь штат до 6 человек). Решения принимались на общем собрании большинством голосов.

В 1722 г. для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал-прокурора Сената. Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения. Первым генерал-прокуром был П.И. Ягужинский.

Наряду с прокуратурой надзор за должностными лицами осуществляли тайные агенты - фискалы. Фискал не нес ответственности за ложный донос, а в случае подтверждения сообщенных сведений получал половину штрафа, наложенного на преступника. Государство поощряло и доносы рядовых подданных.

Особенностью системы управления при Петре I являлась возможность личного вмешательства монарха в любой вопрос, минуя государственные органы. Для этого у Петра был личный аппарат - так называемый Кабинет Его Императорского Величества, который возглавлял кабинет-секретарь А.В. Макаров

С упразднением приказов реформировалось и старое делопроизводство. Петр I запретил столбцы-свитки, ушли в прошлое дьяки и подьячие, памяти и отписки. Появились новые служители канцелярии: секретари, нотариусы, регистраторы, актуариусы, переводчики, писари. С петровского времени стали сочиняться протоколы, доклады, отчеты, заявления, прошения и пр.

Отношение Петра I к церкви было двояким. С одной стороны, Петр не терпел «отеитства» (атеизма) и понимал значение религии и церкви в строительстве государства. С другой, создавая государство светское, он попытался ликвидировать духовное лидерство церкви и превратить ее в часть государственного аппарата. И это ему удалось. Помогая ортодоксальной церкви в борьбе с расколом, Петр развернул массовые репрессии против раскольников, но одновременно с этим упразднил патриаршество. Когда умер в 1700 г. патриарх Адриан, конфликтовавший с царем в вопросе о веротерпимости, об отношениях с Западом, Пётр не стал проводить выборы нового, а поручил управление церковью рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, объявленному «местоблюстителем патриаршего престола». После того как недовольный натиском царя на материальные блага церкви Яворский «крикнул речь» в 1712 г. против царя, он был фактически отстранен от духовных дел, перешедших в руки других фаворитов, Ф. Прокоповича в частности.

Особой коллегией стал Святейший Синод, созданный в 1721 г. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник - обер-прокурор. Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. Церковь удалялась от верующих, переставала быть защитницей «униженных и оскорбленных», становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Отмена тайны исповеди, запрет вешать иконы над дверью дома, преследование монашества и прочие «реформы» позволяли многим современникам называть Петра царем-антихристом.

Синод состоял из 12 персон, высших иерархов, назначенных царем. Обер-прокурором Синода, имевшим право наложить вето на любое решение иерархов, назначался светский человек, как правило, отставной офицер. Синод наблюдал за чистотой веры (переход из православия в другую веру был запрещен), толкованием церковных догматов, ведал делами о браках. Синоду подчинялись при Петре и все иноверческие церкви, лютеранского, католического и отчасти нехристианского исповедания.

Генеральный регламент, другие указы Петра I закрепляли идею о службе русского дворянства как важнейшую форму исполнения обязанностей перед государем и государством. В 1714 г. был принят указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с вотчиной. Он способствовал завершению процесса объединения сословий феодалов в единый класс-сословие, обладавший определенными привилегиями. Но дворянское звание могло быть привилегированным только тогда, когда его обладатель служил. Табель о рангах (1722 г.) вводил новую иерархию чинов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Военный или гражданский чиновник, достигший восьмого ранга, соответствовавшего коллежскому асессору или майору, получал потомственное дворянство. Новое положение чиновничества, иные формы и методы его деятельности породили совершенно особую психологию бюрократии. Идея Петра I о том, что человек будет получать чин, соответствующий его знаниям и усердию, а по чину - и должность, не сработала с самого начала. Служащих, получивших одинаковые чины, было гораздо больше, чем должностей, на которые они претендовали. Вместо старого, боярского, стало процветать новое, чиновничье местничество, выражавшееся в производстве в новый чин по старшинству, то есть в зависимости от того, кто раньше был произведен в класс предыдущий. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием. Своеобразная «бюрократическая революция» - главный итог наложения европейской идеи рационализма на российскую почву. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги. За отказ служить владения дворян конфисковались. Если на Западе служба была привилегией, то в России - обязанностью. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что едва ли можно полностью зависимое от государства дворянство считать господствующим классом. Скорее, это был привилегированный класс-сословие военных и гражданских слуг самодержавия, преимущества которых существовали до тех пор, пока они несли службу. «Эмансипация» дворянства произошла позже - в 30-60-е гг. XVIII века.

Итак, сделаем выводы.

Реформы высших органов власти и управления, произошедшие в первой четверти XVIII в. принято подразделять на три этапа:

1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;

1725 гг. происходит образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской думы и в думные чины, вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия - орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимало участие не более двадцати человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения. После образования Сената Ближняя канцелярия (в 1719 г.) и Конзилия министров (в 1711 г.) прекращают свое существование.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже посредством двух дополнительно принятых указов, из которых стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.

Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно.

В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.

В 1718 г. в состав Сената, кроме назначенных царем членов вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий.

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых был изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах - действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав и Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал- ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях.

Кроме того при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворяне).

Указом "О должности Сената" этот орган получает право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широким: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), вопросы назначения и выборов высших государственных чинов.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.

Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили существенные изменения.

В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в систему других приказов, Преображенский приказ. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам, он превратился в центральный орган политического сыска и был позже подчинен Сенату наряду с другими коллегиями.

В 1699 г. была учреждена Бурмистерская палата или Ратуша, посредством которой предполагалось улучшить дело поступления в казну прямых налогов и выработать общие условия промышленности и торговли в городах. В своей работе Бурмистерская палата опиралась на систему местных органов (земских губ). К 1708 г. Ратуша превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел "новым порядком".

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9) Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (промышленная и горнодобывающая).

В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720 г.), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург: Сенат и коллегии создавались уже там.

Преобразование системы государственных органов изменило характер государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов, стольников, стряпчих и других чинов. В ходе создания новых управленческих органов, появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.


Значение реформ Петра I


Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований. Идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан - царь, его подданные - офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых - превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор.

Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии.

В деятельности данного органа уже видны элементы бюрократизации управления - режим работы, строгое распределение обязанностей, введение регламентированного делопроизводства. В 1699 г. - создание особого ведомства городов. Во главе органов местного самоуправления была Московская ратуша, ведущая учёт о поступлении доходов в казну. Расходы росли, доверие к ратуши стало падать; как таковой прибыли она не приносила. В 1708 г. произошло создание восьми губерний: города были подчинены уездным комендантам, ратуша стала губернским учреждением.

Образование Сената в 1711 г. стало следующим шагом в организации нового аппарата управления. Сенат состоял из 9 самых приближённых людей Петру I, имел полномочия в качестве надзора за судом и участвовал в делах казны. Сенат создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции.

Своеобразные результаты дало желание Петра I догнать Европу в экономическом развитии. Эту цель он пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной индустриализации», т.е. созданием государственных и частных мануфактур за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных.

Содействуя развитию промышленности, Петр I учредил центральные органы, ведавшие торговлей и промышленностью (сначала была создана Бургмистерская палата, или Ратуша, потом главный магистрат). Купечество было разделено на две гильдии, ремесленники же объединились в цехи по профессиям. Результатом петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной.

С именем Петра связано превращение России в империю, евразийскую военную державу. Главные преобразования военных реформ:

Создание сильной армии, способной воевать с противниками.

Во главе армии должны были быть люди, знающие военное дело (Апраксин, Меншиков, Шереметев и др.)

Создание мощного военно-морского флота.

Огромные затраты на армию, за счёт средств простого народа.

Существенные изменения прослеживаются в области социальной политики. Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении переписи 1718-1724 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью.

Процесс европеизации России получил самое яркое воплощение в культурных преобразованиях. По возвращению Петра из путешествия по Западной Европе в Россию Пётр отравляет немало молодых дворян в Европу для обучения морскими науками, иностранных языков, механикой. В 1701 г. в Москве открывается первая школа математических наук. В 1715 г. её сменила Морская академия в Петербурге. В 1711 г. в Москве открывается инженерная школа, которая стала доступна не только дворянам. В 1705 г. открывается гимназия, основанная пленным саксонцем Глюком; в отличие от школ, специализировавшихся на изучении одного предмета, в гимназии занимались изучением географии, этики, политики, латинской риторики и ораторского искусства, философии, иностранных языков. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.

Рассмотрим конкретные преобразования Петра I, которые были проведены в период его правления.

В 1711 г. вместо Боярской Думы был учрежден Сенат, который являлся высшим государственным органом страны, осуществлял руководство и контроль над всеми учреждениями.

В 1717-1718 гг. проведена реформа центральных учреждений: вместо почти 50 приказов были созданы 10 коллегий, ведавшими всеми областями жизни страны.

В 1721 г. в результате церковной реформы должность патриарха была упразднена, а во главе церкви поставлен святейший Синод, т.е. церковь поставили под контроль царя.

В результате военной реформы были созданы регулярная армия и военно-морской флот.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал наследника.

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Однако рутинная техника и крепостнические отношения в сельском хозяйстве задерживали рост производительных сил. Такая оценка реформ Петра тоже имеет право на существование наряду с вышеуказанной.

реформа петр власть юридический

Заключение


Еще при жизни Петра одни его восхваляли (вице-президент Синода Феофан Прокопович), другие считали царем-антихристом. Большое распространение получили взгляды, согласно которым Россия совершила скачок от отсталости, дикости к более передовым формам общественной жизни с помощью «Запада» - идей, заимствованных оттуда, и многочисленных специалистов, ставших помощниками Петра в проведении преобразований.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Для достижения этих целей Петром была предпринята реорганизация армии, в процессе которой он использовал весь современный опыт европейских стран. Был полностью изменен принцип воинского набора - переход на рекрутский набор. За короткий срок Россия получила сильную, боеспособную и регулярную армию. Для ее обеспечения многое было сделано в плане реформирования экономики, что привело к бурному развитию мануфактур.

Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого-либо взгляда. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого-историка. Вообще, споры о Петре Великом - нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде русской истории, одном отдельном правителе.

Список использованной литературы


1.Баггер Х. Реформы Петра Великого. - М., 1985.

2.Государственные учреждения в России. Документы повествуют. Н. Новгород, 1994.

Ежов М.В. История государственного управления России. IX - начало XX в. - СПб., 2006.

Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. - М., 2009.

История государственного управления России / Под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов н/Дону, 2012.

История отечественного государства и права. Часть I / Под ред.О.И. Чистякова. - М., 2011.

История Российского государства / Под ред. Ш.М. Мунчаева. - М., 2011.

Кара-Мурза С. История советского государства и права. - М., 2002.

Ключевский В.О. Русская история. - М., 1992.

Павленко Н.И. Петр Великий. - М.,1990.

Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1997.

Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX веков. - М., 2011.

Скрынников Р.Г. История российская IX-XVII вв. М., 2007.

Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.,1993.

Титов Ю.П. История отечественного государства и права. Часть 1 М, 2010.

Чашков В.Н. Романовы: кто они? // Отечественная история. 1998. № 1.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В утверждении абсолютизма важную роль играла церковная реформа Петра 1. Позиция Православной церкви России на вторую половину 17-го столетия была достаточно прочной. На то время она смогла сохранить в отношении царской власти административную, судебную и финансовую автономию. Политика, которую проводили последние патриархи церкви, была направлена на укрепление данных позиций. Речь идет о Иоакиме и Адриане.

Церковная кратко о главном

Из данной реформы максимально выжимали средства на проведение государственных программ различного характера. Во время правления Петра прежде всего средства необходимы были на возведение флота (так называемое «кумпанство»). После того как путешествует в составе Великого посольства, его новой проблемой становится полное подчинение Русской церкви царской власти.

Церковная реформа Петра стартовала после смерти Адриана. Тогда царь издал указ о проведения ревизии в Патриаршем доме, где нужно было переписать все имущество. По результатам ревизии царь отменяет проведение следующих выборов патриарха. На пост «местоблюстителя патриаршего престола» русским царем назначается митрополит Рязанский В 1701 году был образован Монастырский приказ, по которому в этот период управляли церковными делами. Таким образом, церковь теряет свою независимость от царской власти, а также право на распоряжение церковной собственностью.

Просветительская идея о благе общества, в которой необходим продуктивный труд всего общества в целом, разворачивает наступление на монастыри и монахов. Церковная реформа Петра 1 - это, помимо всего прочего, ограничение количества монахов, что отмечено в царском указе, изданном в 1701 году. Для того чтобы получить разрешение на постриг, необходимо было обратится в Монастырский приказ. Со временем у Петра появляется идея в монастыре создать приюты для нищих и отставных солдат. Петр Великий в 1724 году издает указ, согласно которому, в монастыре количество монахов напрямую зависит от количества людей, за которыми они должны ухаживать.

Те отношения, которые сложились между церковью и царской властью, результатом которых стала Церковная требовали нового оформления с юридической точки зрения. Видный деятель эпохи Феофан Прокопович составил в 1721 году Духовный регламент, которым было предусмотрено уничтожение патриаршего института и создание нового органа под названием «Духовная коллегия». Спустя некоторое время официальное управление в правах Сенатом изменило название на «Святейший правительственный Синод». Именно создание Синода и стало стартом абсолютистского периода в истории России. В данный период вся власть, и церковная в том числе, находилась в руках государя - Петра Великого.

Церковная реформа Петра 1 священнослужителей превратила в государственных чиновников. Ведь в этот период даже за Синодом надзирало светское лицо, так называемый обер-прокурор.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент организации»

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

По предмету: Отечественная история

На тему: Особенности российского абсолютизма при Петре I

Вариант № 1

Выполнил:

Студент 1 курса

1 семестр

Миронов Артем Юрьевич

Ташкент, 2008

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. Возникновение абсолютной монархии……………………………………...3

ГЛАВА 2. Проводимые реформы…………………………………………………….…4

ГЛАВА 3. Развитие образования………………………………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………………………11

Введение

Изучив большое количество социологических опросов, касающихся истории России, можно выявить тенденцию к явным переменам в исторических симпатиях общества. Резко упал "рейтинг" Ленина, Сталина, Столыпина и неуклонно, год от года, растет "рейтинг" Петра Великого.

В опросе 1997 года людей спрашивали: "Какой период в истории России вызывает у вас наибольшее чувство гордости?" 54,3 % респондентов ответили: "Эпоха Петра Великого". Лишь 6,4% опрошенных считают лучшим временем в истории России эпоху Ленина и революции. То, что сейчас на первое место в опросах выдвинулся Петр Великий со своей эпохой реформ, кажется мне в высшей степени примечательным. Это означает, что народом признается сама необходимость именно мирных преобразований - реформ, тем самым утверждается ненужность революций, гражданской войны и репрессий.

Объектом исследования в рамках контрольной работы является период правления XVII-XVIII веков. Основной задачей, решаемой, в контрольной работе является понять особенности абсолютизма при правлении Петра I. Основными источниками литературы для раскрытия темы были выбраны:

    О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России

    Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский

Возникновение абсолютной монархии

Многие ученые традиционно относят возникновение абсолютной монархии в России ко второй половине XVII в., так как с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Ослабла экономическая и политическая роль бояр, снизилось значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству. Представляется, что для образования абсолютизма в России необходима вся совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. В пределах двух столетий, когда шла подготовка абсолютизма, можно выделить два этапа: XVI в. - преддверие и ХVII - начало "нового периода русской истории". 1 Оба этапа отмечены крестьянскими войнами - первая задержала развитие абсолютизма, а вторая была фактором его создания. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс – волна протеста охватила многие города страны. Так, в 1650 г. в Пскове и Новгороде произошли восстания, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Еще одно восстание в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые

затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного

состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под

предводительством С. Т. Разина. 2 Середина XVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. Но все же справедливо нужно признать, что окончательно абсолютизм в России оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I.

Установлению абсолютной монархии в России способствовала и внешнеполитическая ситуация, связанная с необходимостью борьбы за выход на берега Балтийского моря и вступления в круг развитых европейских держав в качестве равноправного партнера.

Проводимые реформы

Военная реформа была одной из первых реформ Петра. Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий. Случайный и беспорядочный набор солдат был заменен периодическими общими рекрутскими наборами. Первый из них был произведен в 1705 г. Все податное населенное должно было поставлять по одному рекруту с определенного количества душ. Был создан флот, осуществлен переход к казенному содержанию вооруженных сил, что сильно подняло стоимость содержания армии и флота. По смете 1725 г. расход на эти нужды составлял 5 млн. тогдашних рублей, примерно 2/3 всех доходов. Фактически при Петре была создана мощная регулярная армия. Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700 г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702 г. - "Уложение, или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706 г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719 г. были опубликованы "Устав воинский" вместе с "Артикулом воинским" и другими военными законами. "Артикул воинский" содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись "не только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным разрядам жителей". 3

Важное значение в упорядочивании службы всякого рода Табель о рангах. По закону от 24 января 1722 г., вся государственная служба делилась на воинскую, статскую и придворную, каждая из которых состояла из 14 рангов. Ранг давал известную привилегию и почет. Все, дослужившиеся в штатской службе до 8-го ранга, получали достоинство потомственного дворянина. В военной службе подобное достоинство давали все офицерские чины. Петр не уничтожал преимуществ по рождению, но выше их ставил достоинство государственной службы. Этот документ буквально распахнул перед людьми недворянского происхождения двери в дворянство.

Дворянство при Петре уже было высшим общественным классом, обязанным государству личной, по преимуществу, военной службой, за что и пользовалось правом личного землевладения. Но как военный класс дворянство не удовлетворяло запросам времени, и Петр решил дать лучшую организацию службе дворян. Они должны были служить в армии и флоте бессрочно, пока хватало сил. Дворянин начинал службу солдатом гвардии или даже армии, служил вместе с людьми из низших классов. И уже от его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры. Прежние дворянские чины были уничтожены, вместо них сложилась лестница служебных чинов.

При Петре закон уже не делает различия между поместным и вотчинным владением. Петр смотрел на них как на поместья, существующие в интересах государства, и для пользы последнего не дозволялось их дробить при передаче в потомство, что было закреплено указом о единонаследии, позволявшим передавать землю только одному из наследников, не деля ее на части.

Представители старинных дворянских родов, доказавшие, что их род пользовался дворянством на менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольд-майстер должен был вести списки дворян по именам и чинам и вносить в эти списки их детей, что дало начало родословным книгам о геральдике. Однако, царь оставлял за собой право как жаловать не дворян за службу дворянством, так и лишать дворян этого звания за преступление.

Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. При этом дворянин обязан был дать сыновьям образование. За необучение детей на родителей налагались штрафы.

Служба для дворян при Петре I была обязательной и пожизненной.

Помимо расширения землевладельческих прав дворянство при Петре получило больше прав в отношении крестьянства. Крестьяне и холопы были сведены в один податный и зависимый от землевладельцев класс. Это смешение произошло не на основании закона, а как следствие податной реформы: до Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной или подворной подати ввел подушную, а всякая «ревизская душа» облагалась одинаковой податью и ответственность в ее исправном поступлении возлагалась на землевладельца.

«Высшее» городское сословие до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же представляли собою, по словам Петра, «рассыпанную храмину» и имели одно лишь военно-административное значение. Лишь в 1649 году закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие. В 1720 году был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве и дал «регламент», определивший общий порядок городского устройства и управления.

«Низшему» же городскому сословию Петр оставил не только все старые льготы, но дал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но освобождались от обязанности рекрутской повинности и наконец получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами и заводчиками.

Таковы были сословные реформы. Внешне формы общественный отношений изменились, но общественный строй остался прежним. То же характеризует и административные реформы.

В сфере управления государством Петр изменил устойчивую традицию централизации, поскольку становилось все более очевидным, что местные финансы вместо окружного пути через московские приказы, где они сильно таяли, выгоднее направлять в областную администрацию с надлежащим расширением компетенции местных правителей, принимавших титул губернаторов, хотя округа их еще не назывались губерниями. Губернская реформа началась в 1708 г. по указу Петра от 18 декабря 1707 г. Было созданы 9 губерний. Оставалось лишь разложить по ним содержание военных сил, высчитать сумму военного расхода и рассчитать, какую долю его может принять на себя каждая губерния: это было основной целью реформы. Губернские учреждения создавались для выжимания налогов из плательщиков; меньше всего они думали о благосостоянии населения.

С губернской реформой связано становление с 1711 г. Сената, сначала как временной комиссии, а затем как нового ведомства. Исчезновение центрального правительства рождало необходимость высшего правительственного учреждения с постоянным составом. Важнейшей задачей Сената являлись высшее распоряжение и надзор за всем управлением, выбор оберфискала и создание фискальной системы. Впоследствии эта сеть стала сложнее. Донос стал государственным учреждением, свободным от всякого риска. Фискалы должны были тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших; надзирать за исполнением законов, преследовать взятничество и казнокрадство. Во главе фискалов стоял генерал-фискал, назначавшийся царем. Особое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником обер-прокурором. Эта должность была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись прокуроры, учрежденные при коллегиях и надворных судах. Он являлся, как говорил Петр, «оком государства» и «заботником» о делах государственных, возглавлял сенатскую канцелярию. Все дела, поступавшие в Сенат, докладывались в Сенате именно им. Он же созывал заседания Сената и председательствовал на них, обладал законодательной инициативой.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления – все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти. 4

Реформа органов центрального управления привела к упрощению государственного аппарата. Вместо большого числа приказов было создано несколько коллегий, их компетенция простиралась на всю территорию государства.

К 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов. Было установлено 12 коллегий. Коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел; 2) пространством действия учреждений; 3) порядком ведения дел. Впервые появились государственные органы, занимавшиеся развитием промышленности и торговли, что способствовало экономическому прогрессу страны.

Окончательно была подчинена государству и церковь: после смерти очередного патриарха Петр не назначает нового, а упраздняет патриаршество, создав для управления церковью специальную коллегию – Синод. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. "Система высших органов в целом получила более совершенную организацию, происходила постепенная бюрократизация состава высших органов." 5 Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Но в 70-80 гг. XVIII в. большинство коллегий было упразднено, продолжили свою работу лишь четыре: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская. В 1796 г. коллегии вновь были восстановлены с введением в них единоначалия.

Развитие образования

Для быстро растущей промышленности, регулярной армии и флота, реорганизации государственного управления требовалось большое количество специалистов различного профиля. Их подготовку должна была решать целая система профессиональных школ, созданная в самом начале XVIII в., в которых учащимся давали как общую грамоту, так и различную профессиональную подготовку. Были также организованы и общеобразовательные школы начального типа. Для детей дворян, чиновников и купечества создавались цифирные школы, кроме них – гарнизонные школы, в которых обучались солдатские дети, и епархиальные школы для обучения детей духовенства.

Для способных дворянских детей создавались заведения среднего и высшего образования. С этой целью при Академии наук, основанной в 1724 г., создавались гимназии. При Петре создаются высшие учебные заведения по специальным профессиям: Морская академия, Инженерные роты, университет при Академии наук. Всего в первой четверти XVIII в. в России было создано более 150 школ различного типа, тем самым были заложены основы государственной системы образования, широко практиковалась также посылка для учебы за границу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать два очевидных вывода: во-первых, накануне реформ Петра как бы "ветер истории" дул уже в направлении преобразований, во всех сферах жизни русского общества проявился кризис, который требовал своего разрешения. Во-вторых, из всех возможных вариантов реформ Петр избрал вариант самый жесткий, бескомпромиссный и самый болезненный для русского общества. Несомненно, многое из того, что возникло или усилилось при Петре Великом, в ходе его реформ, существовало и до него. Это и самодержавие, которое берегли все властители, и крепостное право, это и отсутствие частной собственности в России на протяжении столетий. Ведь в России всем владел государь, в любой момент он мог лишить имущества, свободы и жизни любого из своих подданных. Как тогда говорили «отписать на себя без поворота».

Эпоху Петра Великого можно назвать временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе. Следует отметить подражание, или лучше сказать равнение на европейский метод проведения различных реформ, которые Петр считал образцовыми. Но быстро найденные решения, сопровождались медленным исполнением.

Внутренний порядок и внешняя безопасность государства – вот первостепенный долг и обязанность царя, который Петр первым из царей глубоко усвоил и которым руководствовался в своей деятельности. Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и жизни самой для общего блага не было понятно русскому человеку того времени. С таким представлением о призвании и назначении власти Петр I осуществлял реформирование внутренней жизни страны.

Список литературы

    Е.В. Анисимов - Петровские реформы и их исторические последствия для России

    История СССР с древнейших времен до наших дней, 1967

    Л.В.Черепнин "К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.

    Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко "Государственный строй России в первой четверти XVIII в."

    Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский, Петр I, М., 1993

    О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России: Учебное пособие М.: ВЮЗИ, 1986

    Н.Я.Данилевский "Россия и Европа", Книга, М., 1991.

1 Л.В.Черепнин «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.»

2 В.В. Московкин «Отечественная история»

3 Законодательство периода становления абсолютизма, т.4 стр.318

4 В.В. Московкин «Отечественная история»

5 Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко "Государственный строй России в первой четверти XVIII в."

Первый внутренняя политикаРеферат >> История

Гражданской службе. Оформление российского абсолютизма происходило при неуклонной политике меркантилизма, ... Особенности российского абсолютизма во многом формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра ...

  • Политика государственного меркантилизма при Петре I

    Курсовая работа >> Экономика

    Деятелям, выступал убежденным сторонником абсолютизма . Как и многие европейские... рыночных экономических отношений и особенности сменившей его классической политической... норма российской серебряной копейки в течение XVII века и при Петре неуклонно...

  • Становление абсолютизма в России

    Реферат >> Государство и право

    Отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства - одна из основных особенностей российского абсолютизма ... бюрократических учреждений. Можно говорить о создании при Петре подлинного культа учреждения, административной инстанции...