Сергей Сулига Французские ЛК «Ришелье» и «Жан Бар. Преступление и наказание


История службы «Жана Бара»


«Жан Бар»

К постройке второго линкора серии, сначала называвшегося «Верден», а затем переименованного в «Жан Бар», верфи Шантье де Пенойе и Шантье де Луар в Сен-Назере приступили 27 мая 1936 года. Проект был подготовлен Технической Службой Кораблестроения в Париже и военной верфью Бреста. Усовершенствования на стадии строительства и новые методы постройки, внедренные верфью «Луар», позволили сократить предспусковой период по сравнению с «Ришелье» на 6-10 месяцев. Носовую часть корабля строила верфь Пенойе, кормовую - верфь Луар. Церемония официальной закладки состоялась 12 декабря 1936 года. Начало приемных испытаний планировалось на 1 декабря 1939 года, но спады в промышленности задержали поставку материалов. Спуск пришлось отложить на октябрь 1940 года, однако из-за начала войны под давлением англичан французский флот перенес срок готовности линкора на три месяца ранее. Число рабочих на борту увеличили с 2500 до 2800 человек с удлинением рабочей недели до 72 часов. Эти меры дали результат. Корабль всплыл в доке 6 марта 1940 года - на целых 7 месяцев раньше пересмотренного плана.



Бегство из Сен-Назера




10 мая 1940 года немцы вторглись во Францию. Вскоре корабль оказался под угрозой воздушных налетов, а его единственное зенитное вооружение заключалось в 8 13,2-мм пулеметах (4 спарки на верхней площадке еще лишенной башен директоров носовой надстройки - высота над водой 33,5 м). Бесконечные воздушные тревоги настолько замедлили постройку, что верфи уже не могли гарантировать ввод корабля в строй 1 октября. 17 мая пришлось принять решение о немедленном выводе «Жана Бара» из Сен-Назера. Положение было настолько серьезным, что даже при небольшой задержке не оставалось ничего иного, как взорвать корабль.

Вывести громадный линкор можно было не раньше 20 июня, когда наступала высшая точка прилива. К тому же требовалось углубить 200-метровый канал, ведущий в Луару. 25 мая положение на фронте ухудшилось и к углублению канала приступили, не дожидаясь специальных указаний. С этого дня началась гонка со временем.

Буксировка такого большого корабля при реальной угрозе атак подводных лодок представлялась очень рискованной. Поэтому решили, что линкор пойдет своим ходом, для чего к 20 июня следовало подать мощность на два вала, достаточную для маневрирования, установить какие-нибудь средства кораблевождения, часть внутренних коммуникаций и радиооборудование, а также обеспечить выработку большей части электроэнергии. Для этого число рабочих на корабле увеличили до 3000 человек, а затем и до 3500 человек, которые работали по 12 часов в смену.

Исход борьбы за предотвращение уничтожения корабля (никто не допускал даже мысли о его захвате немцами) зависел от углубления канала, ведущего в реку. Инженеры обещали к 20 июня углубить канал до 8,75 м при ширине всего 52 м, что означало огромные трудности с выводом корабля шириной 35 метров, который при этом почти не должен был иметь воды, топлива и продовольствия и только одну башню ГК, 22 мая док, где стоял «Жан Бар», осушили и приступили к окраске подводной части. 3 июня на внутреннем валу левого борта, а через 4 дня - на внутреннем правого борта установили винты, взятые из запчастей для «Ришелье» с Брестской верфи. 9 июня в действия ввели некоторые вспомогательные механизмы, рулевое устройство и камбуз. 12 июня испытали три котла, необходимые для подачи пара на два турбоагрегата. Высший приоритет получили работы по установке рулей, балансировке и регулировке гребных винтов и валов, а также проверке оборудования в действующем МО, чтобы обеспечить готовность корабля к 17 июня. Тем временем решили заменить 152-мм башни, изготовление которых и так задерживалось из-за нехватки материалов, спаренными установками имевшихся на верфях 90-мм зениток. Орудия и погреба подготовили в рекордный срок, однако отправленные из Бреста боеприпасы опоздали к отходу корабля.

10-11 июня испытали брашпили и кабестаны, 13-го и 14-го установили орудия и крышу башни ГК № 1. Орудия установили без устройств, необходимых для стрельбы; к тому же стволы не успели правильно отцентрировать в люльках. Все это держалось в секрете. Оставшиеся 4 орудия было решено вывезти на транспорте, но после погрузки двух из них сломался подъёмный кран. Командир корабля капитан 1 ранга Пьер Ронарк отказался принять на борт остальные стволы, опасаясь увеличения осадки и посадки на грунт при проходе мелким каналом. Орудия пришлось уничтожить на верфи, а транспорт, перевозивший остальные два, потопили самолеты Люфтваффе.

16 июня были успешно испытаны главные турбины, генераторы и рулевое устройство, а в трех котлах кормового КО развели пары. К 18 июня винты соединили с валами, на штурманском мостике установили магнитный компас (девиацию, правда, определить не успели), машинный телеграф и временную телефонную связь. Средства сигналопроизводства ограничили флагами, двумя небольшими прожекторами и 600-ваттным радиопередатчиком. Из четырех 1500-киловаттных генераторов смонтировать успели только один, но зато два аварийных дизель-генератора уже стояли на своих местах. Главные водоотливные и трюмные помпы не действовали, однако система пожаротушения находилась в полной готовности. Из-за мелководности канала на борт приняли только 125 тонн нефти и столько же воды.

В 12 18 июня, когда немцы вступали в Нант, лежащий всего в 65 километрах от Сен-Назера, на «Жане Баре» был поднят трехцветный флаг Франции. Днем отключили подачу электроэнергии с берега и единственный турбогенератор должен был принять на себя электроснабжение корабля. Однако выключатели еще не успели правильно отрегулировать и при их срабатывании отключилась вентиляция и освещение в машинном отделении. Пришлось запустить аварийный дизель-генератор. Около полуночи неисправность насоса перекачки нефти заставила выключить работавшие котлы. Пришлось менять приводной мотор, закоротить выключатели, прежде чем в 3 часа утра снова развели пары.

Успех выхода зависел от высоты прилива. Расчетный запас воды под килем составлял 100 мм в 03.21 19 июня, 200 мм в 03 и максимум 290 мм в 04.45. В 21 час 18 июня дноуглубительные работы остановили после расчистки канала шириной всего 46,5 м.

8.03 19 июня операция началась. Из-за отсутствия энергии шпилями, швартовыми лебедками и рулем пришлось управлять вручную. Буксиры вытащили корабль из дока, но через 30–40 метров его нос зарылся в ил. Его стащили, однако метров через сто в темноте не заметили буй и «Жан Бар» снова сел на грунт с повреждением правого винта. Понадобились усилия шести буксиров, чтобы через 45 минут вытащить корабль на середину канала. В 04.40, когда он уже, помогая собственными машинами на 50 об./мин., входил в Луару в небе появились немецкие самолеты. Несмотря на интенсивный огонь немногочисленных 37-мм автоматов, 13,2-мм пулеметов и двух 90-мм спаренных зениток, три бомбардировщика атаковали практически неподвижный и лишенный возможности маневрировать «Жан Бар». Из 12 сброшенных бомб четыре взорвались рядом, не причинив повреждений, но одна пробила верхнюю палубу между барбетами башен ГК. От взрыва образовалось вздутие палубного настила вокруг пробоины диаметром 200 мм и разрушилось несколько прилегающих переборок, а осколки перебили трубопровод системы орошения погребов башни I. Возникший пожар был быстро потушен водой из перебитого трубопровода. В это время корабль вышел на чистую воду и развил скорость 12 узлов. Пар подали на вспомогательные механизмы и электропривод руля стал действовать. Наконец-то показались французские «мораны» из истребительного прикрытия, отогнавшие противника под радостные крики зенитчиков «Жана Бара».

Теперь, когда линкор был на ходу, возник вопрос: «Куда идти?» В начале июня французское Адмиралтейство приняло предложение англичан достроить «Жан Бар» у них. Но 15 июня, когда ситуация на фронте резко ухудшилась, решили направить его в Марокко. Не осведомленные об этом англичане послали к Сен-Назеру в распоряжение «Жана Бара» два океанских буксира и эсминец.

На выходе из гавани линкор ожидали танкеры «Одет» и «Тарн» с запасом нефти и воды. Прикрытие составляли эсминцы «Ле Харди» под флагом адмирала де Лаборда и «Мамелюк». Де Лаборд, отказавшись от услуг английских кораблей, повел всё соединение на юг со скоростью 14 узлов. Когда вышли за пределы действия Люфтваффе, остановились для приемки топлива. Команда линкора совершенно не имела опыта заправки в море - шланги с «Гарна» подавали целый час. С 12 до 18 часов успели перекачать 1000 т нефти и воды. Во время дозаправки отказала система вентиляции в турбинном отделении и температура там поднялась до 88 °C. Затем в холодильнике началась утечка вакуума и подачу пара к турбинам пришлось прекратить до исправления повреждений. К счастью, две немецкие подлодки, ожидавшие выхода недостроенного корабля, не смогли выйти на него в атаку. Одна из них уже на закате попыталась было приблизиться, но вовремя оповещенный командир корабля приказал развить максимально возможный ход. Вскоре после подачи всей мощности на внутренние валы, сильная вибрация и перегрев левой ТНД вынудили опять снизить скорость. Утечка конденсата из главной конденсорной системы затрудняла поддержание в ней вакуума. Это вместе с попаданием в систему воздуха привело к повреждению турбонасоса. В конце концов вся вода из правого холодильника была выброшена в МО. Регулировать поступление воды в систему пришлось вручную, но в 2130 взорвался эжектор правой турбины. Скорость упала до 6 узлов, чего явно не хватало для выполнения маневра уклонения от торпеды. В этот момент даже единственное торпедное попадания могло стать роковым из-за многочисленных незагерметизированных отверстий в палубах и переборках. Решили заменить эжектор на снятый из носового КО, но только к 14 часам 20 июня корабль смог снова держать 14-узловую скорость.

170 миль от Сен-Назера прошли со средней скоростью 7 узлов, а до цели пути - Касабланки - еще оставалось 800 миль. К полудню 21 июня на внутренние валы снова подали полную мощность. Единственной заботой оказалась потеря питательной воды, поскольку котлы на «Жан Баре» могли работать только на дистилляте. На следующий день запустили гирокомпас, но прокладка все еще велась на борту «Ле Харди». После исправления эжектора и подачи питательной воды скорость удалось довести до 21 узла. В 17 часов 22 июня, несмотря на то, что почти половину далеко не полного экипажа составляли рабочие верфи (на борту находилось 36 офицеров, 335 старшин и матросов и 200 человек гражданских лиц), «Жан Бар» благополучно прибыл в Касабланку.

В незавидной роли плавбатареи




После прихода в Касабланку на корабле возобновили некоторые работы, включая установку и наладку механизмов стрельбы в носовой башне. Хотя сначала пришлось заняться кое-каким демонтажем. Уже 24 июня сняли необходимые для усиления ПВО базы 90-мм и 37-мм спарки, затем наступила очередь и 13,2-мм счетверенных автоматов. Вместо них поставили собранные отовсюду 13,2-мм пулеметы систем «Браунинг» и «Гочкис» и даже легкие 8-миллиметровые, которыми в 1940 году самолеты можно было разве что только пугать. После подписания перемирия с немцами кораблю было запрещено покидать Касабланку - за этим строго следили германские и итальянские представители. Фактически «Жан Бар» превратился в плавучую батарею, которой, правда, надо было еще научиться стрелять. Команде в 700 человек оставалось заниматься только обслуживанием оборудования, мелким ремонтом и доводкой смонтированных систем вооружения. Повреждение от бомбы, полученное при выходе из Сен-Назера, исправить было трудно из-за отсутствия специальных легированных сталей, примененных на линкоре, поэтому пробоину в палубе просто заделали листами из мягкой стали.

Практически без интересных событий шли месяц за месяцем. 22 августа 1941 года произведенного еще 26 марта в контр-адмиральский чин Пьера Ронарка на посту командира корабля сменил капитан 1 ранга Бартес. В октябре наконец-то завершили монтаж и наладку всех механизмов в башне I, включая 14-метровый строенный дальномер модели 1937 года. Тогда же на каркасе башни II (имелась только платформа со средней переборкой и каркасом под бронеплиты) установили 8-метровый сдвоенный дальномер модели 1937 года в башенке, по бокам надстройки также в башенках появились 3-метровые зенитные, снятые с ремонтировавшегося в Тулоне «Дюнкерка», а на крыше боевой рубки - 3-метровый штурманский. Правда, при работе дизель-генераторов 8-метровый дальномер так сильно вибрировал, что определять дистанцию с его помощью становилось невозможно. Пришлось ставить еще один такой же на верху башенноподобной надстройки. Барбет незаконченной башни II заполнили цементными блоками, чтобы до вести осадку до нужного значения и уменьшить дифферент на корму. По условиям перемирия на «Жан Бар» нельзя было установить 152-мм башни. Да и где их было взять в Африке? То же касалось и 152-мм боезапаса. Имелось зато некоторое количество снарядов к 90-мм зениткам, которые решили вернуть на корабль. Первые две спарки появились в январе 1942 года, а к октябрю их число достигло пяти: три по правому борту, две нижних по левому. Легкое зенитное вооружение в течение 1942 года усилили 37-мм установками, доставленными из Франции, и к ноябрю «Жан Бар» имел одинарный (М1925) и два спаренных (М1933) 37-мм автомата, 14 одинарных 13,2-мм «браунингов», 4 спаренных 13,2-мм «гочкиса», а также один 8-мм «гочкис». В июне на верху башенноподобной надстройки смонтировали радар с полным круговым обзором, но в строй его ввели только 6 октября.

Чтобы не оказаться безоружным в случае появления кораблей противника, командование базы решило провести испытания башни I. 19 мая 1942 года с разрешения германских и итальянских наблюдателей «Жан Бар» выпустил из четырех орудий носовой башни пять залпов в сторону моря. Главный калибр линкора был готов к бою! Но это громкое событие не прошло незамеченным (и тем более - неуслышанным) для американского консула в Касабланке. В Вашингтон полетела шифровка и союзники учли эту информацию при планировании вторжения в Северную Африку, намеченного на ноябрь. Единственная башня на «Жане Баре» сыграла важную роль в обороне Касабланки. До этого единственными боевыми действиями корабля были обстрелы английских самолетов-разведчиков, раз в месяц совершавших облет базы. 31 июля одного из них даже удалось сбить.

Бой у Касабланки




На состоявшемся в Лондоне 25 июля заседании объединенного комитета начальников штабов союзники окончательно решили открыть второй фронт во Французской Северной Африке, высадив десанты в районе Алжира и Орана на Средиземном море, а также в Касабланке - крупнейшем из оставшихся французских портов в Атлантике. Вся операция получила обозначение «Торч» (факел). Захват Касабланки планировался в США и операция целиком выполнялась американскими силами - Западным Оперативным Соединением (TF 34) адмирала Хьюитта, состоящим из 105 боевых кораблей и транспортов. План был прост: высадить десанты (пехота и танки) в Порт-Лайоти для захвата крупного аэродрома, а также в Федале и Сафи, чтобы оттуда маршем двинуться на Касабланку с севера и юга. Непосредственно у гавани базы крейсировала Группа Прикрытия (TG 34.1) под командованием контр-адмирала Роберта Гиффена, способная сокрушить все, что попытается выйти в море: мощный новый линкор «Массачусетс» с девятью 406-мм орудиями, тяжелые крейсера «Уичита» и «Тускалуза» и 4 эсминца. В 30 милях к северо-западу от Касабланки находилась Центральная ударная группа, обеспечивавшая вторжение в порт Федала. В её составе находились ударный авианосец «Рэйнджер» и эскортный «Сьювани», а еще три эскортных авианосца «Сэнгамон», «Саунти» и «Ченанго» находились в составе Северной (Порт-Лайони) и Южной ударных групп (Сафи).

Силы французов в Касабланке 8 ноября состояли из недостроенного «Жана Бара», стоявшего на швартовах в бассейне Деланд. 2-й Легкой эскадры контр-адмирала Жерве де Лафонда (крейсер «Примоге». 2 лидера. 7 эсминцев), 8 сторожевиков, 11 тральщиков и 11 подлодок, из которых 5 только утром прибыли из Дакара. Вся гавань была буквально забита торговыми судами. Из береговых батарей заслуживают упоминания только Эль-Ханк (по 4 194-мм и 138-мм орудия) и Укача (3 100-мм), а остальные были зенитными. На базе морской авиации в Порт-Лайони имелись истребительная и бомбардировочная эскадрильи, такие же силы армейской авиации были в Рабат-Сале и Касабланке.




Хотя транспорты с десантом и прикрытие подошли на исходные позиции к 24 часам 7 ноября, отсутствие береговых радаров у французов помешало вовремя обнаружить противника. Первое сообщение о передвижении кораблей у берега поступило только на рассвете. В 6 часов по местному времени (хотя обычно в западной литературе приводится время на час раньше) команда «Жана Бара» заняла места по боевому расписанию, в 07.40 были заряжены орудия ГК, а спустя 10 минут с линкора, несмотря на плохую видимость из-за дыма разводящих в гавани пары эсминцев, визуально обнаружили два крейсера, за которыми смутно проглядывался силуэт линкора. Американцы находились примерно в 100 кабельтовых от берега и около 08.00 батарея Эль-Ханк открыла по ним огонь. Ответная стрельба сразу повелась по «Жану Бару». Спустя 8 минут он выпустил два снаряда по крейсеру на дистанции 22000 м. Но поскольку дым мешал корректировке, а корабль не имел радаров управления огнем (только поисковые), в 08.19 после четырех залпов стрельбу пришлось прекратить. Тем более, что выходящие из гавани французские эсминцы поставили такую мощную дымзавесу, что цель совершенно скрылась из виду.

Еще перед началом артиллерийского боя с палубы «Рейнджера» поднялись 9 пикировщиков «Донтлесс», которые между 0813 и 081а (0718) атаковали «Жана Бара» 227 кг (по другим данным 454-кг) бомбами. Одна из бомба попала в корму в место установки левой катапульты, вертикально вошла в корпус и, пробив несколько палуб, переборок и днище, вызвала затопление отсека ручного управления рулем в главном водонепроницаемом отсеке «R». Начавшийся пожар был быстро потушен. Другая бомба взорвалась на набережной напротив отсека «М», обрушив часть мостового крана. Обломки скал осыпали правый борт корабля, повредив в нескольких местах обшивку. Тем временем американские снаряды падали недолетом по обе стороны мола перед «Жаном Баром».




«Массачусетс» открыл огонь по линкору в 08 м (07.04) правым бортом с дистанции 22000 м; в 08.40 он начал поворот на 16 румбов в сторону берега, временно прекратив огонь; в 08.47 он возобновил стрельбу уже левым бортом и закончил ее в 09.33. За это время по «Жану Бару» и батарее Эль-Ханк он выпустил 9 полных залпов (по 9 снарядов) и 38 залпов по 3 или 6 снарядов. Во французский линкор пришлось пять прямых попаданий (по французским данным - семь).



Один снаряд из упавшего в 08.25 накрытием залпа попал в кормовую часть с правого борта над адмиральским салоном, пробил палубу спардека, верхнюю, главную броневую (150-мм), нижнюю броневую (40-мм) и 7-мм настил первой платформы, взорвавшись в ближайшем к корме погребе бортовых 152-мм башен, к счастью пустом. Осколок снаряда, отраженный кормовым 233-мм броневым траверзом в нос от места входа, пробил легкую переборку между погребами средней и бортовой 152-мм башен и главную переборку между отсеками «О» и «N». Дно снаряда влетело в кормовое отделение турбогенераторов в отсеке «О». Наделал бы этот снаряд дел, если бы 152-мм башни были установлены, а погреба заполнены боезапасом!

В 08.35 залп упал недолетом по левому крамболу и осколочные пробоины в легкой обшивке вдоль ватерлинии привели к небольшим затоплениям в двух носовых водонепроницаемых отсеках. Сами французы считают, что один из снарядов попал справа в носовой бульб примерно в 6 метрах от носового перпендикуляра и, пройдя над самым килем, пробил оба борта без разрыва. С правого борта размер пробоины достиг размера 1,5x1 м, с левого - 0,8x0,6 м.

Через минуту залп 406-мм снарядов попал в пристань. Камнями засыпало 90-мм зенитки правого борта; в отсеках «В» и «С» образовалась течь. И здесь французы придерживаются мнения, что один из снарядов, снеся кромку набережной, попал над водой в борт корабля в районе 88-го шпангоута, но был отклонен главным поясом, уйдя без разрыва почти вертикально вниз между бортом и стенкой набережной.




В 06 второй снаряд попал в кормовую часть трубы с правого борта, сорвал с нее несколько листов обшивки, пробил крышу и стенку надстройки, две легкие палубы (спардек и верхнюю) и переборку, вылетев за борт через 14-мм обшивку над местом сопряжения главной 150-мм бронепалубы с поясом. Толщины обшивки оказалось достаточно для взведения взрывателя, но из-за замедления в 0,035 секунды снаряд взорвался уже над водой. На траверзе от места центральной 152-мм башни в борту над бронепалубой образовалась большая пробоина, а верх пояса и бронепалуба в этом месте были выщерблены.

В 09.04 очередной залп упал в 50 метрах от левого борта «Жана Бара», а спустя две минуты корабль содрогнулся от двух прямых попаданий в барбеты ГК. Снаряд, попавший в барбет башни I, срикошетировал от левого края горизонтального участка 150-мм брони между боковой стенкой боевого отделения и краем барбета и улетел в город, снеся, как бы между прочим, 90-мм учебную установку слева от башни. Большой кусок 150-мм брони загнуло вверх и он заклинил башню, лишив ее возможности вести стрельбу по движущимся целям. Пришлось срезать сорванную броню газовыми горелками, что удалось сделать только к 18.24(17.24). Второй снаряд того же залпа попал справа под острым углом в барбет башни II. При рикошетировании он потерял дно и взрыватель. Лишившись возможности взорваться, он, тем не менее, пробил две палубы, срикошетировал вдоль главной броневой в сторону кормы (в районе отсека J в палубе осталась вмятина глубиной 90 мм), разрушая на своем пути все переборки. Он прошел через унтер-офицерские каюты и кают-компанию, остановившись только рядом с броневым барбетом правой кормовой 152-мм башни (башня V). Этим снарядом был убит старший офицер корабля капитан де корветте Куер. Из-за появившегося дыма пришлось эвакуировать прислугу погребов 90-мм орудий правого борта.



В 09.00 пятый и последний снаряд попал в корму - в двух метрах перед правой катапультой. Он прошел через 16-мм верхнюю палубу под углом к горизонту 25° и продолжил путь к ДП корабля, пробив несколько переборок и 100-мм палубу между кормовым траверзом и рулевым отделением, пока не взорвался в балластной цистерне отсека «R». Кормовой пост управления был полностью уничтожен, а отсек ручного рулевого привода получил новые повреждения. Осколок головной части снаряда проделал пробоину в обшивке левой балластной цистерны и вылетел наружу через левый борт возле киля, из-за чего этот отсек также затопило. Вода проникла и в главный румпельный отсек позади балластной цистерны левого борта и в помещение ручного привода руля.

Несколько 406-мм снарядов, миновавших «Жан Бар», подпалили пристань и находившиеся рядом торговые суда, потопив два из них. Третье судно загорелось от 203-мм снарядов «Тускалузы», а всего в коммерческой гавани затонуло 10 транспортных и пассажирских судов, из экипажей которых 40 человек погибло и 60 было ранено. Проходившие там же ремонт механизмов лидер и два эсминца получили серьезные повреждения. Но еще меньше повезло 2-й Легкой эскадре, в 9 часов попытавшейся выйти в море. Два эсминца затонули на внешнем рейде, а остальные крейсер, лидер и три эсминца, полностью разбитые и охваченные пожарами, нашли свой конец в гавани - кто опрокинулся, кто приткнулся к берегу, кто затонул на мелкой воде с тяжелыми потерями в экипажах. Только на одном крейсере «Примете» имелось 90 убитых и 200 раненых.

В 12 и 12.47 (11.40 и 11.47) на гавань было совершено еще два налета пикировщиков, но «Жан Бар» новых повреждений не получил. К вечеру его башня вошла в строй - корабль мог стрелять, но не мог двигаться.

В течение 9 и 10 ноября, несмотря на отчаянное сопротивление французов, американские войска продвигались вдоль шоссе Федала-Касабланка. Днем 9-го «Жан Бар» выпустил по береговым целям около 250 90-мм снарядов, но ГК в действие не вводил, приберегая его на крайний случай и не раскрывая до конца свои козыри. Раненный адмирал де Лафонд пытался собрать новое соединение из кораблей, еще способных провернуть винты, чтобы выйти на помощь своим войскам. 10 ноября удалось вывести из гавани только два сторожевика (шлюпа), которые около полудня обстреляли местность перед наступавшей американской пехотой. Адмирал Хьюитт принял эти два кораблика за авангард более мощных сил и послал против них флагманский тяжелый крейсер «Огаста» («Augusta») и 4 эсминца. Американцы еще не знали о практически полном уничтожении 2-й Легкой эскадры, но самоуверенно полагали, что «Жан Бар» полностью выведен из строя.

В 12.39 (1139) сблизившись до 18 300 м, крейсер открыл огонь по шлюпам. А спустя две минуты, когда американские корабли находились в 16 200 м от «Жана Бара», линкор внезапно открыл огонь главным калибром. Всего за 10 минут он выпустил 9 двухорудийных залпов и последние три накрыли «Огасту». Водой от всплесков на крейсере залило мостик и посты наблюдателей и, не желая рисковать, американский корабль в 12.45 отвернул и быстро покинул поле боя. В открытый эфир понеслись радиограммы с «Огасты»: ««Жан Бар» закамуфлирован под желтый цвет соседних зданий… Немедленно заставьте его замолчать и уничтожьте все вражеские корабли вне гавани!»

«Жан Бару» дорого пришлось заплатить за стрельбу по «Огасте». Уже в 15.58 (14 м) 9 «донтлессов» с «Рейнджера» с пикирования сбросили на него 454-кг бомбы. Одна попала в ошвартованную с левого борта водяную баржу, так что линкору достались только осколки, но две угодили прямо в корабль. И если первая, попавшая в кромку палубы в носу с правого борта (район 207-го шпангоута), причинила не очень большие повреждения (сорвана обшивка, пробоина размером 20x5 м, вспучена палуба и волнолом, уничтожены шпили, якорные цепи и кубрики команды, небольшой пожар в отсеке «D»), то вторая… Она попала в место, уже поврежденное бомбой и 406-мм снарядом - перед правой катапультой (отсек «Q»). От взрыва разрушило 30-метровую секцию верхней палубы по правому борту от окончания кормовой надстройки до кожуха платформы катапульты (часть настила даже «натянуло» на эту платформу) и полностью уничтожило бортовую обшивку между верхней и главной броневой палубами. Начавшийся сильный пожар проник в отделение кормовых турбогенераторов и для борьбы с огнем, которая длилась 5 часов, пришлось привлечь не только пожарные и спасательные суда, но и городских пожарных. Большая часть использованной при тушении пожара воды (около 1000 т) через пробоины в палубах попала в помещения ниже ватерлинии. Отсек кормовых генераторов полностью затопило, а кормовое машинное отделение пришлось эвакуировать из-за сильного задымления через вентиляционные каналы и воздухозаборники. Корабль кормой сел на грунт. Вода из затопленных отсеков по тоннелям электрических кабелей проникла в кормовое МО и КО № 2. Погибло 22 (1 офицер, 5 кондукторов, 16 квартирмейстеров и матросов) и ранено 22 члена экипажа.

Суммарные повреждения от бомб и снарядов вызвали затопление МО, отсека кормовых генераторов, 152-мм погребов, кормового поста управления и кормовых и части носовых уравнительных цистерн - всего корабль принял 4500 т воды. Поскольку большинство водоотливных средств все еще не работало, поступление воды остановить не удавалось. Обшивка, палубы и часть надстроек были разрушены, особенно корпусу досталось в районе главных отсеков «D», «E», «Q» и «Р». Электропитание обеспечивалось только аварийными дизель-генераторами, расположенными в отсеке между башнями ГК. В таком положении корабль был небоеспособен: эти генераторы при подключении на выработку напряжения 460 В, необходимого для стрельбы ГК, оставляли остальные системы совершенно без электропитания. Поэтому было решено вырабатывать ток под напряжением 230 В, чтобы обеспечить нормальную работу бортовой сети и сохранить возможность стрельбы из 90-мм зениток и автоматов.

Несмотря на тяжелые повреждения «Жана Бара», этот бой не дает достаточных оснований для конструктивной критики каких-либо недостатков проекта. за исключением, пожалуй, слабой защиты 152-мм погребов. Палубная броня 150+40 мм просто не могла остановить 406-мм бронебойный снаряд весом 1226 кг, падавший под большим углом. Корабль не был закончен, не имел многих систем и приборов, а также полного экипажа. Весь бой он провел на швартовах и, будучи неподвижным, представлял собой легкую мишень для снарядов и бомб.

Хотя «Жан Бар» и не нанес серьезного вреда противнику, французское командование высоко оценило его действия при обороне Касабланки и командир линкора Бартес 18 ноября был произведен в контр-адмиралы.

Послевоенная модернизация




После войны будущее «Жана Бара» стало предметом серьезного обсуждения и изучения. В 1946 году исследовалась стоимость его достройки как линкора или переделки в авианосец. Последний вариант требовал 5 миллиардов франков (100 млн долларов), но авианосец получался слабоват - всего 54 самолета. Построенный за те же деньги новый 29000-тонный нес бы вдвое больше. Вариант же достройки как линкора требовал всего 2 миллиардов франков, что и стало решающим фактором.




При достройке и одновременной модернизации требовалось учесть весь опыт войны на Тихом океане и результаты модернизации «Ришелье» в США. Поскольку корабль был готов на 85 %, решили достраивать его по проекту 1940 года, но модернизировать так, чтобы совместить существующие конструкции со всеми желаемыми усовершенствованиями. 11 февраля 1946 года «Жан Бар» под эскортом эсминца «Ле Баск» прибыл для достройки на Брестскую верфь, где 11 марта вошел в док Ланинон № 8.




Принципиальные изменения вносились в зенитное вооружение, расположение надстроек и боевой рубки, помещения для офицеров и команды. Следовало уменьшить осадку, особенно в полном грузу, когда нижняя бронепалуба оказывалась под водой. К тому же хотелось сохранить проектную скорость без увеличения мощности. Задача осложнялась неизбежным увеличением веса при усилении ПВО и установке нового радарного оборудования. Поэтому велся жесткий контроль за каждой снятой или добавленном тонной, а для экономии веса при монтаже широко использовалась сварка.




Боевой опыт «Ришелье» и, особенно, атаки американских кораблей японской авиацией показали несоответствие исходного положения надстройки. В бою командир корабля имел только ограниченный обзор, поэтому было решено переделать боевую рубку, расширить верхние мостики, главный пост управления и ходовую рубку, которую легко забронировали.

Орудия главного калибра и их механизмы, предназначенные для «Клемансо», успели закончить перед перемирием. Но немцы их захватили на заводе Крезо и вывезли в Норвегию. Возврат орудий после войны во Францию сделал возможным достройку «Жана Бара» как линкора.

Усиление зенитной батареи и необходимость в постоянной готовности к отражению воздушных атак привели к увеличению экипажа по штату военного времени с 1550 человек до 2150. Пришлось сильно уменьшить размеры офицерских кают и адмиральского салона, а младших офицеров вообще разместить по двое.

Проблема перегрузки на линкорах типа «Ришелье» возникла еще на стадии проектирования из-за неправильной оценки некоторых весов. Во время достройки из-за различных добавлений и изменений положение ухудшилось. Не следовало упускать из виду и увеличение осадки «Ришелье» после модернизации в США. Рассматривалось два средства исправления положения: частичное облегчение корабля или увеличение плавучести за счет увеличения ширины путем установки булей. Були решили ставить по всей длине цитадели с максимальной шириной 1,1 м. Их обшивка рассчитывалась на сопротивление гидростатическому давлению и соединялась с существующим корпусом, который имел благоприятные для этого обводы - в районе миделя борта были практически вертикальными.

На конструкцию булей накладывались некоторые ограничения:

Сопротивление трения не должно сильно возрасти;

Максимальная ширина подводной части не должна препятствовать постановке в имеющиеся доки;

Увеличение ширины по ВЛ не должно привести к избыточной остойчивости, которая при определенных состояниях моря могла стать причиной жестокой бортовой качки.

Такие ограничения не позволили осуществить желаемое полностью, но принятые обводы дали следующие результаты:

Коэффициент тормозящего сопротивления при полном водоизмещении не увеличился для скоростей, близких к максимальной;

Осадка слегка уменьшилась, нижняя бронепалуба поднялась над ватерлинией;

Ширина по ВЛ возросла на 2,7 м, увеличив тем самым ширину ПТЗ;

Метацентрическая высота в полном грузу увеличилась на 0,19 м, но период качки уменьшился не сильно

Були улучшали подводную защиту корпуса, еще дальше относя точку контактного взрыва от ПТП. Новые характеристики корабля стали следующими:


Нормальное водоизмещение 42130 т (42806 т)

Полное водоизмещение 48177 т (48950 т)

Длина/ширина по ватерлинии (ВЛ) 242/35,54 м

Длина максимальная 247,855 м

Осадка при легкой нагрузке 9,20 м

Вооружение 8 380/45 (2x4). 9 152/55 (3x3), 24 100-мм (12x2), 28 57-мм (14x2)

Скорость (норм./форс.) 31,84 / 32,13 уз.

Мощность на валах 162853/ 176028 метр.л.с.

Дальность 8000 миль (14 уз.)

Защита как на «Ришелье»

Подводная защита ширина 8,27 м на глубине половины осадки; проектная сопротивляемость взрыву 500-кг заряда в любом месте цитадели


26 ноября 1947 года «Жан Бар» вывели из дока и приступили к достройке на плаву. После модернизации между «Жаном Баром» и «Ришелье» появились заметные различия во внешнем виде - форма и размеры носовой надстройки, зенитные батареи. Из-за отсутствия новых 100-мм и 57-мм установок «Жан Бар» временно получил 8 одиночных «бофорсов» и 20 одиночных «эрликонов».




С 20 марта по 9 октября 1948 года в доке № 9 на «Жане Баре» установили були. Предварительные морские испытания он прошел 4 и 5 декабря 1948 года, а 16 января следующего - закончил приемные. На 6-часовом пробеге полным ходом линкор развил скорость 31,84 узла при мощности 162853 л.с., а на 2-часовом с форсировкой - 32,13 узла, имея водоизмещение 46700 т. Дальность плавания на 16 узлах составила 8832 мили, на 20 узлах - 7671 милю и 3181 милю на 30 узлах. Результаты этих, а также артиллерийских испытаний, проведенных, несмотря на финансовые трудности, в первой половине 1949 года, показали удачность модернизации. Правда, скорость стрельбы оказалась не такой высокой, как ожидалось перед войной (цикл стрельбы 380-мм орудий составил 45 секунд, 152-мм - 8 секунд по надводным и 7 секунд по воздушным целям), но зато точность, благодаря наличию новых радаров, возросла многократно. Над боевой рубкой в ноябре 1948 года установили радар типа D.R.B.V.10 поиска надводных целей, а также навигационный типа D.R.B.V.30; в июне следующего корабль получил радар воздушного поиска типа D.R.B.V.20; затем - радар управления стрельбой ГК типа А.В.М.; наконец, в начале 1950 года добавили зенитный радар для 152-мм орудий типа А.С.А.Е. В дополнение к радарам орудия ГК обслуживались тремя 14-метровыми стереодальномерами (на верху надстройки и в башнях), а 152-мм пушки - пятью двойными 8-метровыми стереодальномерами (в башенках на верху «мачто-трубы» и за ней, а также в каждой 152-мм башне). Стрельбой 40-мм автоматов управляли два 4-метровых стереодальномера в башенках на крыльях 2-го уровня носовой надстройки, которые также служили для навигационных целей. Боезапас состоял из 368 бронебойных (образца 1943 года) и 368 фугасных (1945 года) 380-мм снарядов, 750 бронебойных (1937 года) и 2250 фугасных (1947 года, позднее 1954 года) 152-миллиметровых.

В апреле 1950 года «Жан Бар» вошел в строй и приступил с учениям с другими кораблями французского флота, входя в состав эскадры вице-адмирала Ламбера в качестве флагмана. В мае экипаж линкора насчитывал 911 человек, но 1 августа 1950 года его уменьшили до 700. 20 мая «Жан Бар» вышел из Бреста и спустя 5 суток прибыл в Бизерту. За время пребывания на Средиземном море он посетил ряд портов, включая Мерс-эль-Кебир, Алжир, 15 июня был в Касабланке, вернувшись в Брест 26 июня. Из-за задержек в производстве и финансовых трудностей зенитную 100-мм батарею установили только зимой 1951-52 годов, а 57-мм установки - в 1953-м.




В мае 1955 года президент Рене Коти на борту «Жана Бара» прибыл с государственным визитом в Данию, а после возвращения в Брест линкор посетил Осло. В память о высадке французского генерала Жана Рошамбо во время войны за независимость США 8-11 июля корабль посетил Ньюпорт, а затем Нью-Йорк. Вернувшись во Францию, «Жан Бар» стал флагманом Средиземноморского флота.

26 октября 1956 года линкор вышел в Алжир для участия в Суэцкой операции. Его главной задачей была артиллерийская поддержка десанта. Затем он вернулся в Алжир, а 4 ноября посетил рейд Лимассола на о. Кипр, уйдя через 5 дней в Тулон.

До 1961 года «Жан Бар» находился в составе Средиземноморского флота, а затем стал тендером при артиллерийской школе в Тулоне. Еще в 1969 году он принимал её курсантов. Большую часть зениток сняли, но главный калибр оставался на месте. В таком виде корабль даже мелькал в кадрах некоторых фильмов. Существовало предложение превратить его в плавучий военно-морской музей, однако средств на это собрать не удалось. 15 января 1970 года последний французский линкор был предложен к продаже, а 24 июня выведен из Тулона для разборки в Ла Сейме.

Судьба «Клемансо»

Третий линкор заложили 17 января 1939 года на военно-морской верфи Бреста в доке Салу, одновременно со спуском строившегося там же «Ришелье». К моменту вторжения немцев его готовность составляла только 10–15 %, обе оконечности отсутствовали. Из-за нехватки стали, чертежей и т. п., а также из-за саботажа французских рабочих и налетов на Брест английской авиации продолжить строительство не представлялось возможным. Поскольку док был нужен для немецких кораблей, перед приходом в Брест «Шарнхорста» и «Гнейзенау» в марте 1941 года корпус «Клемансо» вывели из дока и отвели в Ландвеннес, где его 27 августа 1944 года потопили бомбардировщики союзников.

Биография

Жан Бар родился в семье Корнилия Бара и Катерины Янссен. Предками Жан Бара были потомственные моряки и рыбаки, совмещавшие временами свою профессию с ремеслом корсара. У его предков, по-видимому, были фламандские корни, поскольку Дюнкерк в те времена был также заселён и представителями данной народности.

Дед будущего капера - Корнелий Бар командовал корсарскими кораблями и умер от ран, полученных в бою. Двоюродный дед - капер Ян Якобсен прославился, защитив ценой своей жизни отход кораблей товарищей. Отец Жана, носивший как и дед имя Корнелий, также погиб в бою будучи корсаром, оставив после себя двух маленьких сыновей: Жана и Гаспара. Первый, с возраста 12 лет продолжил семейную традицию начал плавать на каботажных судах и рыболовных ботах в Северном море и Ла-Манше. С самого начала своей карьеры, Жан выделялся среди сверстников находчивостью и решительностью, в связи с чем рос в должностях: юнга, матрос, помощник капитана. Способный юноша успел повоевать против Англии в составе голландского флота, под командованием знаменитого адмирала де Рюйтера во время Второй англо-голландской войны. Однако с началом Голландской войны (1672-78) Бар перешёл на французскую службу.

Голландская война

С началом войны, молодой Жан Бар возрасте 21 год поступил на службу на корсарский корабль, а в 1674 году стал капитаном корсарского галиота «Руа Давид». По одним данным его назначили на эту должность, по другим, он снарядил корабль на собственные сбережения. Корабль был небольшим. Вооружение его составляли всего 2 пушки, а команда насчитывала 36 человек. И в первом же бою у острова Тексель корсару повстречался голландский фрегат имевший 18 орудий и 60 человек на борту, который взяли на абордаж в жестоком рукопашном бою. Количество пушек на борту не имело для корсара большого значения, свои призы он предпочитал брать на абордаж.

Слава и успехи, а также богатые трофеи позволили молодому корсару вступить в сообщество арматоров - судовладельцев Дюнкерка. Судовладельцы доверили Бару десятипушечный фрегат «Руаяль», назначив его капитаном. На нём в 1674-1675 годах Бар захватил 26 судов, в том числе голландский 12-пушечный фрегат «Эсперанс» и 18-пушечный корабль «Бержер».

Следующим кораблем Бара стал 18-пушечный «Пальма», на котором он в 1676 и 1677 годах овладел 33 судами, в том числе 24-пушечным голландским фрегатом «Сванембург» и 36-пушечным кораблем «Нептун». После захвата последнего, корсар попал в поле зрения министра Жана Батиста Кольбера и лично Людовика XIV. 18 сентября 1676 года Кольбер написал интенданту королевского флота в Дюнкерке Юберу:

«Его Величество был очень обрадован известием, что капер из Дюнкерка под командой Жана Бара захватил голландское военное 32-пушечное судно. Признавая чрезвычайно важным поощрять этих капитанов продолжать войну, которую они ведут против голландцев, Вы, г-н Юбер, найдете прилагаемую к письму золотую цепочку, которую Его Величество пожелал презентовать капитану Жану Бару в награду за его подвиг. Его Величество мог бы получить огромную пользу от упомянутых дюнкеркских капитанов, составь они из судов своих эскадру… а посему приказываем… тщательно выяснить, согласятся ли они повиноваться избранному ими флагману… в случае, если Его Величество снабдит их для корсарства судами… Его Величество особенно запрещает Вам… г-н Юбер, сообщать обо всем здесь сказанном кому бы то ни было, дабы воля Его Величества не дошла преждевременно».

После этого Жан Бар стал популярным в Дюнкерке, о нём ходили легенды, но моряк продолжал свою карьеру: командуя 14-пушечным «Дофином» в 1676, 1677 и 1678 годах Бар захватил семь призов, в том числе 32-пушечный голландский фрегат «Сеедер» и три судна, принадлежавших корсарам из Остенде; И командуя кораблем «Марс» - 2 судна в 1678.

Всего, до заключения Нимвегенского мира в 1678 году, Бар, командуя небольшими судами и хорошо зная район боевых действий захватил по разным данным от 74 до 81 приза.

Апрель 1689 года. Ла-Манш. 24-пушечный французский фрегат «Серпан» вступает в бой с голландским кораблем. Французы находятся в явно невыгодном положении. На борту «Серпана» груз бочонков с порохом - фрегат может в любой момент взлететь на воздух. В этот момент капитан корабля Жан Бар замечает 12-летнего юнгу, который в страхе присел на корточки. Капитан в ярости кричит матросам: «Привяжите его к мачте. Если он не умеет смотреть смерти в глаза, он недостоин жить».


12-летним юнгой был Франсуа-Корниль Бар, родной сын Жана Бара и будущий адмирал французского флота.

Ох, и лютое было семейство!

Особенно славен папаша - легендарный Жан Бар из Дюнкерка, самый дерзкий и удачливый из французских корсаров XVII века. Именно в его честь был назван лучший линкор ВМС Франции периода Второй мировой войны. «Жан Бар» - второй корабль в серии линкоров «Ришелье», на чью долю выпала на удивление долгая и насыщенная событиями жизнь.

Конструкция

Французские линейные корабли типа «Ришелье» по праву считаются наиболее сбалансированными и совершенными линкорами предвоенного периода. У них было много достоинств и почти не было серьезных недостатков. Мелкие недочеты в их конструкции постепенно устранялись за долгие годы их службы.

На момент постройки это были самые быстрые в мире линкоры (32 узла), заметно уступавшие по боевой мощи лишь одному «Ямато» и примерно равноценные немецкому «Бисмарку». Но при этом французские «35000-тонники» наряду с американскими «Норт Кэролайн» оставались самыми маленькими кораблями в своем классе.

Великолепные характеристики были достигнуты с помощью особой компоновки, с размещением двух четырехорудийных башен ГК в носовой части корабля. Это позволило сэкономить на массе башен (четырехорудийная башня весила меньше, чем две двухорудийные), а также сократить длину цитадели («погонный метр» которой весил 25 тонн), конвертировав выделившейся резерв нагрузки в дополнительную толщину брони.

С точки зрения боевых характеристик схема «all guns forward» также имела свои преимущества: возможность стрельбы полными залпами на носовых углах могла пригодиться при преследовании вражеских рейдеров и тяжелых крейсеров. Сгруппированные в носу орудия имели меньший разброс залпов и упрощенное управление огнем. За счет разгрузки кормовой оконечности и смещения весов к миделю улучшилась мореходность корабля, повысилась прочность корпуса. Размещенные в корме шлюпки и гидросамолеты более не подвергались риску воздействия дульных газов.

Недостатком схемы была «мертвая зона» на кормовых углах. Проблему частично решали беспрецедентно большие углы обстрела башен главного калибра - от 300° до 312°.

Четыре орудия в одной башне создавали угрозу потери половины всей артиллерии ГК от единственного попадания «шального» снаряда. С целью повышения боевой живучести башни «Ришелье» были разделены броневой перегородкой, каждая пара орудий имела свою независимую систему подачи боезапаса.

380 мм французские орудия превосходили по бронепробиваемости все существующие немецкие и британские морские пушки. Французский 844-кг бронебойный снаряд мог пробить 378 мм брони на дистанции 20 000 м.


Стремительный наклон дымовой трубы - фирменный знак французских линкоров


Установка девяти орудий среднего калибра (152 мм) оказались не слишком рациональным решением: их высокая мощность и бронепробиваемость не имела значения при отражении атак эсминцев, в то же время, недостаточная скорость наводки и малая скорострельность делали их практически бесполезными при отражении атак с воздуха. Добиться приемлемых характеристик удалось лишь после войны, когда в этом уже не было особого смысла.

Вообще, вопрос обо всём, что касается ПВО и систем управления огнем, «повис в воздухе»: ввиду специфических условий их достройки, «Ришелье» и «Жан Бар» остались без современных радаров. При том, что до войны Франция занимала ведущие позиции в области разработки радиоэлектронных средств.

Тем не менее, «Ришелье» удалось получить полный комплект современных радиотехнических средств во время ремонта в США в 1943 г. Восстановленный собственными силами «Жан Бар» также получил лучшие СУО своего времени. К 1949 г. на его борту было установлено 16 радиолокационных станций различного диапазона и назначения.


"Ришелье" прибывает в Нью-Йорк


Очень здорово выглядела система ПВО позднего периода: 24 универсальные 100 мм пушки в спаренных установках вкупе с 28 зенитными автоматами калибра 57 мм. Все орудия имели централизованное наведение по данным РЛС. «Жан Бар», без преувеличения, получил выдающуюся систему ПВО - лучшую из всех, когда-либо установленных на линкорах. Впрочем, приближающаяся эра реактивной авиации предъявляла уже иные требования к зенитным системам.

Несколько слов о броневой защите линкоров:

Линкоры типа «Ришелье» имели лучшее горизонтальное бронирование среди всех кораблей мира. Главная бронепалуба толщиной 150...170 мм, подкрепленная 40 мм нижней броневой палубой с 50 мм скосами - такими показателями не мог похвастаться даже великий «Ямато». Горизонтальное бронирование линкоров «Ришелье» не ограничивалось цитаделью: в корму уходила 100 мм бронепалуба со скосами (150 мм над отсеком рулевых машин).

Вертикальное бронирование французских линкоров достойно не меньшего восхищения. Сопротивляемость 330 мм бронепояса, с учетом его наклона на 15° от вертикали, обшивки борта и 18 мм подкладки из стали STS, была эквивалентна гомогенной броне толщиной 478 мм. А при угле встречи 10° от нормали сопротивляемость повышалась до 546 мм!

Дифференцированные по толщине броневые траверзы (233-355 мм), мощная боевая рубка, где толщиной стен составляла 340 мм сплошного металла (+ 2 подкладки из SТS, в сумме 34 мм), великолепная защита башен (430 мм лоб, 300 мм бока, 260-270 мм тыл), 405 мм барбеты (80 мм ниже главной бронепалубы), локальное противоосколочное бронирование важных постов - придраться не к чему.

Отдельное внимание было уделено вопросам противоторпедной защиты: глубина ПТЗ составляла от 4,12 метров (в районе носового траверза) до 7 метров (мидель-шпангоут). В ходе послевоенной модернизации «Жану Бару» добавили 122-метровые були шириной 1,27 м, Это еще более увеличило глубину ПТЗ, которая по расчетам могла выдержать подводный взрыв мощностью до 500 кг ТНТ.

И все это великолепие поместилось в корпусе полным водоизмещением всего 48 950 тонн. Приведенное значение соответствует «Жану Бару» образца 1949 г. после его достройки и всех послевоенных мероприятий по модернизации линкора.

Общая оценка

Richelieu и Jean Bart. Мощные, красивые и очень самобытные корабли, выгодно отличавшиеся от других линкоров своей продуманной до мелочей сбалансированной конструкцией. Несмотря на большое количество внедренных инноваций, французам ни разу не пришлось сожалеть о своих смелых решениях. Бесперебойно работали котлы системы Сюраль-Индрэ, в которых сгорание топлива происходило под избыточным давлением в 2 атм. Конструкция линкоров демонстрировала отличную боевую устойчивость. «Жан Бар», будучи в недостроенном состоянии, смог выдержать пять-семь попаданий американских 406 мм снарядов, каждый из которых весил тонну с четвертью. Легко представить разрушительную мощь этих «болванок»!

Можно смело утверждать, что в лице "Ришелье" и "Жана Бара" любой линкор второй мировой войны встретил бы достойного противника, исход поединка один на один с которым вряд ли кто мог бы предсказать.


- «Французские ЛК "Ришелье" и "Жан Бар"», С. Сулига

Отвага, предательство и искупление

10 мая 1940 г. немецкие войска вторглась во Францию. В этот момент в Сен-Назере находился недостроенный линкор «Жан Бар», чье вступление в строй было запланировано на октябрь того же года. Уже 17 мая положение стало настолько серьезным, что французам пришлось задуматься о немедленном выводе линкора из Сен-Назера.

Сделать это можно было не ранее, чем в ночь с 20 на 21 июня - в полнолуние, когда прилив достигнет наивысшей точки. Но перед этим следовало расширить и углубить канал, ведущий в Луару для беспрепятственного вывода огромного корабля.

Наконец, требовалось достроить сам линкор - частично ввести в строй его ГЭУ, генераторы электроэнергии, радиостанцию, установить винты и оснастить линкор необходимыми средствами кораблевождения. Подключить камбуз, обеспечить обитаемость отсеков для размещения в них личного состава. Установить весь запланированный состав вооружения не представлялось возможным - но французы планировали ввести в строй хотя бы одну башню главного калибра.

Весь этот грандиозный комплекс работ должен быть выполнен за один месяц. При малейшей задержке у французов не оставалось иного выбора, кроме как взорвать линкор.

Рабочие верфи в Сен-Назере начали гонку со временем. Под немецкими бомбежками, работая по 12 часов в смену, 3500 человек пытались совершить невозможное.

22 мая был осушен док, в котором стоял «Жан Бар». Рабочие приступили к окраске его подводной части.

3 июня на внутреннем валу левого борта был установлен винт (из комплекта запчастей для «Ришелье», доставленного с Брестской верфи). Спустя четверо суток установили винт на внутреннем валу правого борта.

Башни среднего калибра к назначенному сроку не прибыли. Было срочно разработано компромиссное решение - смонтировать на их месте спаренные 90 мм зенитки (обр. 1926 г.). Орудия и системы подачи боезапаса установили за считанные дни, но отправленные из Бреста боеприпасы опоздали к отходу корабля. Линкор остался без среднего и универсального калибров.

13 и 14 июня была проведена сложная и трудоёмкая операция по установке четырех 380 мм орудий башни главного калибра.

18 июня немцы вступили в Нант, лежащий всего в 65 км к востоку от Сен-Назера. В этот день на линкоре был поднят трехцветный флаг Франции. Прекратилась подача электроэнергии с берега, теперь вся необходимая электроэнергия вырабатывалась единственным турбогенератором на борту «Жана Бара».

К этому времени рабочим дноуглубительных установок удалось расчистить канал шириной всего 46,5 м (при ширине корпуса линкора 33 метра!). От экипажа «Жана Бара» требовалось недюжинное мужество и удачливость для безопасной проводки линкора таким узким путем.

Проведение операции назначили на следующую ночь. Несмотря на отсутствие на линкоре большей части вооружения и минимальный запас нефти на борту (125 тонн), расчетная глубина под килем не превышала 20-30 сантиметров.

Буксиры вытащили «Жан Бар» из дока, но уже через 40 метров движения нос линкора зарылся в ил. Его стащили с мели, однако через пару минут под днищем вновь заскрежетал грунт. На этот раз последствия оказались серьезнее - линкор повредил часть обшивки днища и правый винт.

К 5 утра, когда «Жан Бар», помогая собственными машинами, уже выходил на середину реки, в небе появились самолеты Люфтваффе. Одна из сброшенных бомб пробила верхнюю палубу между барбетами башен ГК и разорвалась во внутренних отсеках, образовав вздутие палубного настила. Возникший было пожар был быстро потушен водой из перебитого трубопровода.

В это время линкор уже уверенно двигался в сторону открытого океана, развив скорость 12 узлов. На выходе из гавани его поджидали два танкера и немногочисленный эскорт из французских эсминцев.

Теперь, когда ужасы заточения в Сен-Назере осталось позади, перед командиром линкора Пьером Ронарком встал очевидный вопрос: Куда идти?

Несмотря на недостроенное состояние и отсутствие большей части экипажа (на борту находилось всего 570 человек, в т.ч. 200 гражданских лиц - рабочие верфи), вечером 22 июня 1940 года линкор «Жан Бар» благополучно прибыл в Касабланку. В тот же день поступила о заключении перемирия с немцами.

Следующие два года «Жан Бар» тихо ржавел у причала в Касабланке; покидать гавань ему было строго запрещено. За линкором пристально следили немецкие и итальянские власти. С воздуха за ситуацией наблюдали британские разведывательные самолеты (один из которых был сбит зенитным огнем с линкора).

Французы, надеясь на лучшее, продолжали поддерживать механизмы «Жана Бара» в работоспособном состоянии, занимались самодельным ремонтом и модернизацией состава вооружений. Заделали пробоину от немецкой бомбы листами обычной стали. Барбет незаконченной башни II залили цементом с целью уменьшения дифферента на корму. Из Тулона был доставлен комплект дальномеров для управления огнем главного и универсального калибров, снятых с проходившего ремонт линкора «Дюнкерк». Зенитное вооружение было усилено пятью башнями со спаренными 90 мм орудиями. На крыше надстройки появился поисковый радар.

Наконец, 19 мая 1942 года дело дошло до главного калибра. С разрешения оккупационных властей «Жан Бар» дал пять четырехорудийных залпов в сторону моря. Испытания прошли успешно, но событие не осталось незамеченным (и тем более - неуслышанным) для американского консула в Касабланке. В Вашингтон полетела депеша о наличии у берегов Северной Африке мощного боеспособного линкора, который может представлять угрозу для союзников. В ходе запланированной на ноябрь 1942 г. операции «Факел» (высадка англо-американских войск в Северной Африке), «Жан Бар» был внесен в список первоочередных целей.

На рассвете 8 ноября 1942 года на борт линкора поступило сообщение о передвижении у берега группы неизвестных кораблей. В 6:00 по местному времени команда заняла места согласно боевому расписанию, были заряжены орудия главного калибра. Ближе к 8 утра, сквозь клубы дыма от стоявших в гавани разводящих пары эсминцев, были замечены силуэты линкора и двух крейсеров.

Американцы были настроены серьезно - к Касабланке приближалась боевая группа TG 34.1 в составе новейшего линкора «Массачусетс» с 406 мм главным калибром, при поддержке тяжелых крейсеров «Уичита» и «Тускалуза» в окружении отряда эсминцев.


Корабль-музей USS Massachusetts, г. Фолл-Ривер, наши дни


Первый удар нанесли 9 пикировщиков «Донтлесс», взлетевших с находившегося в 30 милях от побережья авианосца «Рейнджер». Одна из бомб попала в кормовую часть «Жана Бара». Пробив несколько палуб и днище, она вызвала затопление отсека ручного управления рулевых машин. Еще одна бомба ударила поблизости в набережную - линкор осыпало каменным крошевом, обшивка получила косметические повреждения.

Это был лишь первый жестокий привет, которым янки приветствовали корабли вишистской Франции. В 08:04 по кораблям, находившимся в гавани Касабланки, открыли огонь главным калибром линкор и крейсеры ВМС США. В течение последующих 2,5 часов «Массачусетс» с дистанции 22 000 метров выпустил по французам 9 полных залпов по 9 снарядов и 38 залпов по 3 и 6 снарядов добившись пяти прямых попаданий в «Жан Бар».

Встреча со сверхзвуковой 1226 кг болванкой из легированной стали не предвещала ничего хорошего. Наибольшие последствия могло иметь попадание снаряда, пробившего палубу в кормовой части линкора и разоравшегося в погребе башен среднего калибра (на счастье французов - пустом). Ущерб от остальных четырех попаданий можно классифицировать, как умеренный.


Кусок бронебойного снаряда, попавшего в "Жан Бар"


Один из снарядов пробил насквозь часть трубы и надстройку, и разорвался снаружи, вызвав осколочные повреждения борта. Ближе к 9 утра корабль содрогнулся от двух прямых попаданий в барбеты башен ГК. Пятый снаряд вновь ударил в корму, в место, уже поврежденное бомбой. Также, имеются разночтения по поводу двух близких разрывов: французы утверждают, что имело место прямое попадание в бронепояс и бульб линкора.

Ввиду сильного задымления гавани, «Жан Бар» успел дать в ответ лишь 4 залпа, после чего корректировка огня оказалась невозможной.

Расстреляв неподвижный недостроенный линкор, янки посчитали задание выполненным, и отошли полным ходом в сторону открытого моря. Однако, уже к шести вечера того же дня «Жан Бар» восстановил боеспособность. На следующий день его универсальная артиллерия выпустила по наступающим англо-американским войскам 250 снарядов, но главный калибр не использовался, чтобы не раскрывать до конца всех козырей.

10 ноября к Касабланке самонадеянно приблизился американский тяжелый крейсер «Огаста». В этот момент «Жан Бар» дал по нему пристрелочный залп из 380 мм пушек. Янки в ужасе бросились наутек, в открытый эфир понеслись радиограммы о внезапно проснувшемся гиганте. Расплата была жестокой: спустя три часа на французский линкор набросились «Донтлессы» с авианосца «Рейнджер», добившиеся двух попаданий 1000-фн. бомбами.

Всего в результате артиллерийского обстрела и авиационных ударов «Жан Бар» получил тяжелые повреждения, лишился большей части электроэнергии, принял 4500 тонн воды и сел кормой на грунт. Безвозвратные потери экипажа составили 22 человека (из находившихся на борту 700 моряков). Великолепное бронирование до конца выполнило свое предназначение. Для сравнения - на борту находившегося поблизости легкого крейсера «Примоге» погибло 90 человек.

Говоря о повреждениях «Жана Бара», стоит принять во внимание, что корабль был недостроен, многие его отсеки были негерметизированы. Единственный турбогенератор оказался поврежден - питание осуществлялось с помощью аварийных дизель-генераторов. На борту корабля находился сокращенный экипаж. И тем не менее, неподвижный линкор оказался «крепким орешком» и здорово потрепал нервы союзникам.

После присоединения французских сил в Африке к союзникам, «Жан Бар» был снят с грунта и подготовлен к отправке своим ходом на ремонт в США. Однако, в отличие от своего головного "Ришелье", "Жану Бару" требовался обширный восстановительный ремонт с изготовлением отсутствовавшей башни главного калибра. Проблема осложнялась отсутствием чертежей механизмов башни и сложностью с переходом на метрическую систему мер и весов. Процесс затянулся, в результате к работам по восстановлению "Жана Бара" приступили собственным силами лишь после окончания войны.

Рассматривались смелы проекты переоборудования "Жана Бара" в авианосец или экзотический "линкор ПВО" с установкой 34 спаренных универсальных пятидюймовок и 80 зенитных автоматов "Бофорс". В результате всех дискуссий конструкторы вернулись с самому простому, дешевому и очевидному варианту. Достройке линкора по первоначальному проекту с внедрением последних достижений в области автоматизации и радиотехники.

Обновленный линкор вернулся в строй в апреле 1950 года. В течение последующих лет "Жан Бар" использовался в роли флагмана Средиземноморского флота ВМС Франции. Корабль совершил множество заходов в европейские порты, совершил в визит в США. Последний раз "Жан Бар" находился в зоне боевых действий в 1956 году, во время Суэцкого кризиса. В случае упрямства руководства Египта французское командование планировало использовать орудия линкора для бомбардировок египетских городов.

В период с 1961 по 1969 год "Жан Бар" использовался в качестве учебного корабля при артиллерийской школе в Тулоне. В январе 1970 года последний из французских линкоров был окончательно исключен из состава флота и выставлен на продажу. Летом того же года его отбуксировали в Ла Сейм для разборки на металл.


Ветеран почивает в лаврах славы на французской Ривьере

По материалам монографии «Французские ЛК "Ришелье" и "Жан Бар"» Сергея Сулиги.

21 октября 1651 - 27 апреля 1702

французский военный моряк и капер, национальный герой Франции. Был потомственным моряком и рыбаком. У его предков, по-видимому, были фламандские корни, поскольку Дюнкерк в те времена был также заселён и представителями данной народности.

Биография

Жан Бар родился в семье Корнилия Бара и Катерины Янссен. Предками Жан Бара были потомственные моряки и рыбаки, совмещавшие временами свою профессию с ремеслом корсара. У его предков, по-видимому, были фламандские корни, поскольку Дюнкерк в те времена был также заселён и представителями данной народности.

Дед будущего капера - Корнелий Бар командовал корсарскими кораблями и умер от ран, полученных в бою. Двоюродный дед - капер Ян Якобсен прославился, защитив ценой своей жизни отход кораблей товарищей. Отец Жана, носивший как и дед имя Корнелий, также погиб в бою будучи корсаром, оставив после себя двух маленьких сыновей: Жана и Гаспара. Первый, с возраста 12 лет продолжил семейную традицию начал плавать на каботажных судах и рыболовных ботах в Северном море и Ла-Манше. С самого начала своей карьеры, Жан выделялся среди сверстников находчивостью и решительностью, в связи с чем рос в должностях: юнга, матрос, помощник капитана. Способный юноша успел повоевать против Англии в составе голландского флота, под командованием знаменитого адмирала де Рюйтера во время Второй англо-голландской войны. Однако с началом Голландской войны (1672-78) Бар перешёл на французскую службу.

Голландская война

С началом войны, молодой Жан Бар возрасте 21 год поступил на службу на корсарский корабль, а в 1674 году стал капитаном корсарского галиота «Руа Давид». По одним данным его назначили на эту должность, по другим, он снарядил корабль на собственные сбережения. Корабль был небольшим. Вооружение его составляли всего 2 пушки, а команда насчитывала 36 человек. И в первом же бою у острова Тексель корсару повстречался голландский фрегат имевший 18 орудий и 60 человек на борту, который взяли на абордаж в жестоком рукопашном бою. Количество пушек на борту не имело для корсара большого значения, свои призы он предпочитал брать на абордаж.

Слава и успехи, а также богатые трофеи позволили молодому корсару вступить в сообщество арматоров - судовладельцев Дюнкерка . Судовладельцы доверили Бару десятипушечный фрегат «Руаяль», назначив его капитаном. На нём в 1674-1675 годах Бар захватил 26 судов, в том числе голландский 12-пушечный фрегат «Эсперанс» и 18-пушечный корабль «Бержер».

Следующим кораблем Бара стал 18-пушечный «Пальма», на котором он в 1676 и 1677 годах овладел 33 судами, в том числе 24-пушечным голландским фрегатом «Сванембург» и 36-пушечным кораблем «Нептун». После захвата последнего, корсар попал в поле зрения министра Жана Батиста Кольбера и лично Людовика XIV . 18 сентября 1676 года Кольбер написал интенданту королевского флота в Дюнкерке Юберу:

После этого Жан Бар стал популярным в Дюнкерке, о нём ходили легенды, но моряк продолжал свою карьеру: командуя 14-пушечным «Дофином» в 1676, 1677 и 1678 годах Бар захватил семь призов, в том числе 32-пушечный голландский фрегат «Сеедер» и три судна, принадлежавших корсарам из Остенде; И командуя кораблем «Марс» - 2 судна в 1678.

Всего, до заключения Нимвегенского мира в 1678 году, Бар, командуя небольшими судами и хорошо зная район боевых действий захватил по разным данным от 74 до 81 приза.

В борьбе с пиратами

8 января 1679 года король произвел Бара в капитан-лейтенанты королевского флота. С окончанием войны Жан Бар на некоторое время оказался не у дел. В это время он сражался на Средиземном море против североафриканских пиратов. В 1686 году он предпринял смелый набег на марокканский портовый город Сале - главное убежище мавританских корсаров в Северо-Западной Африке. Из этого рейда он привез 550 пленников и сына местного правителя. За этот подвиг его произвели в «капитаны фрегата» королевского флота.


Участие в войнах: Голландская война. Война с североафриканскими пиратами. Война за Пфальцкое наследство
Участие в сражениях:

(Jean Bart) французский флотоводец, знаменитый корсар

Жан Бар не имел отношения ни к одному из знатных родов Франции. Более того, все его родственники - простые моряки или рыбаки. Но он занял достойное место в военной истории XVII века.

После того как Жан достиг совершеннолетия, он осуществил свою мечту - поступил на службу во флот. Служить ему предстояло в сложное и непростое время: продолжалась вторая англо-голландская война , которая грозила стать более кровопролитной, чем первая компания.

Жан Бар поступил на службу к адмиралу Михиелю Рейтеру , который являлся одним из командующих голландскими войсками. Однако уже в 1672 году Жан Бар переходит на службу во французский флот. Так как страна вступила в тяжелейшую войну, которая длилась с 1672 по 1678 год, то важны были все кадры.

Жан Бар оказался талантливым военным моряком, способным на героические поступки и подвиги. Он стремился доказать Франции, что она не зря доверилась ему, и по этой причине Жан Бар действовал в боях ожесточенно, сражаясь каждый раз, как в последний. Его отвага и упорство были вознаграждены славными победами - в шести морских сражениях Жан Бар сумел захватить 81 голландское судно! После столь героической деятельности Бар стал лейтенантом, с легкой руки Людовика XIV .

В 70-е годы XVII века, в течение продолжительного времени, Жан вел ожесточенную борьбу с североафриканскими пиратами, сильно досаждающими Франции.

В 1688 году началась продолжительная война с англичанами за Пфальцкое наследство . Бар в течение новой войны совершил несколько отважных нападений на торговые караваны Англии. Он был захвачен в плен, однако сбежал оттуда и в течение двух суток сумел живым и невредимым добраться до французского побережья.

В 1691 году, за доблесть, проявленную в многочисленных сражениях, Жан Бар получает звание капитана и целую эскадру судов, расположенных в Дюнкерке.

В 1694 году Жан Бар стал дворянином. Несмотря на то, что английские и голландские флотилии господствовали в море, Жан Бар неоднократно совершал дерзкие нападения на вражеские корабли. В 1696 году ему удалось захватить голландский караван численностью в 91 судно и привести его к французским берегам. Голландский караван перевозил пшеницу из России и Польши, что стало существенным морским трофеем для Франции.

Бар заслужил славу короля морского побережья. На его счету было 30 затопленных судов противника и около 200 захваченных судов, занимающихся торговлей.

Имя Жана Бара стало почти нарицательным для французского флота. Оно ассоциировалась с доблестью, преданностью и безрассудством. Бара боялись враги и уважали во всех уголках Франции.