Первая русская революция 1905. Начало первой российской революции

Историк Великий 06 октября 2017 1001

Революция 1905—1907 гг. в России.

Предпосылки, причины, повод, характер, особенности первой русской революции 1905 - 1907гг. Цели революционного движения.

Три этапа революции. Основные события революции. Первый этап «восходящая линия» революции. Второй этап - три политических течения революции. Манифест 17 октября 1905 года. Работа первой и второй Думы.

Итоги и результаты первой русской революции.


1. Начало революции.

По свидетельствам современников, Гапон имел яркую, красивую и запоминающуюся внешность. Люди, видевшие его один раз, безошибочно узнавали его спустя много лет.

Гапон имел южный тип лица со смуглой кожей, крупным носом, чёрными, как смоль, волосами, бородой «цвета воронова крыла» и чёрными глазами. По разным оценкам, он был похож на цыгана, представителя горных рас, южного итальянца, еврея или армянина.

В рясе священника, с длинными вьющимися волосами и бородой он производил особенно сильное впечатление. Некоторые отмечали, что он похож на Христа. Особенное впечатление на современников производили его глаза. Гапон обладал магнетическим взглядом, который было трудно выдержать, мог часами, не отрываясь, смотреть на собеседника.
1. Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов. Презентация 1.

Предпосылки революционных событий:

  • 1900 - 1903 гг.- экономический кризис
  • 1904 - 1905 гг.- русско-японская война
  • Буржуазия не являлась оппозицией самодержавию.

Причины:

  • Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти.
  • Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей.
  • Ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом.
  • Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, между метрополией и национальными окраинами.

Характер революции 1905 - 1907гг. - буржуазно - демократический.

По составу участников - общенародная.

Цели революции:

  • Свержение самодержавия.
  • Установление демократических прав и свобод.
  • Ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей.
  • Сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов.
  • Признание прав рабочих на стачки, собрания, организацию профсоюзов.

Этапы революции 1905 - 1907гг.

Первый этап революции. (сюжет фильма «Империя под ударом»)

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905г. Стихийные революционные выступления рабочих, студентов, интеллигенции, реакция деятелей культуры, писателей.

Революционные события.

Реакция властей

Стихийные стачки в Петербурге, Москве, Риге, Н.Новгороде и в других городах.

На смену временной растерянности приходит реакция правоохранительной системы, силовые методы разгона митингов.

Май 1905г. организованная стачка рабочих Иваново - Вознесенска. Создание первых Советов рабочих уполномоченных.

Царь принимает делегацию от Совета рабочих уполномоченных.

18 февраля 1905г. Николай II подписывает рескрипт (обещание) реформ и свобод.

Июнь 1905г. Восстание на броненосце «Потемкин»

Стихийные выступления крестьян центральных и южных губерний России.

6 августа 1905г. Николай II подписывает указ о учреждении Государственной Думы (т.н. Булыгинская Дума)

Май - июнь 1905г. Собираются съезды земских представителей, и Всероссийский крестьянский съезд - требование конституционных реформ.

Усиление революционного движения.
Второй этап революции. Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.

Образование политических партий

Революционные события

Действия верховной власти

Осень 1905г. учреждение конституционно - демократической партии (партия Народной свободы) кадеты. Лидер - П.Н.Милюков. Политический центр либеральной интеллигенции. Идеал - британская конституционная монархия. По отношению к Манифесту 17 октября - «не предоставляет даже минимума уступок, необходимых на сегодняшний день».

Всероссийская политическая стачка (сентябрь - октябрь 1905г.)

Образование Советов рабочих депутатов в Москве и Петербурге (ноябрь - декабрь 1905г.)

17 октября 1905г. - царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Издание нового закона о выборах в I Государственную Думу (11 декабря 1905г.)

«Союз 17 октября» октябристы. Лидер - А.И.Гучков. Консерваторы, выступали за умеренные преобразования. Представители - крупные промышленники, чиновничество. Признают, что выражают интересы капитала и владельческих классов.

Восстание на флоте в Севастополе и Кронштадте (октябрь - ноябрь 1905г.)

Консолидация реакционных сил. Центр революционных сил перемещается из столиц на периферию. Восстания на флоте и в Москве подавлены с помощью войск.

«Союз русского народа» черная сотня, лидеры Дубровин А.И. Пуришкевич. Крайне правые националисты. Выражают, по их мнению, русскую национальную идею «православие, самодержавие, народность». Применение расправ объясняют: «Самоуправство и самосуд: вот единственное, что остается сторонникам порядка и закона…»

Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

Манифест расколол революционные силы на сторонников и противников.

Либералы считали, что Манифест - это уже победа демократических сил. Продолжать борьбу нет необходимости.

Социал - демократы и эсеры - считали, что Манифест это полумера и борьбу следует продолжать.
Третий этап революции. Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906—1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.

Революционные выступления

Парламентская борьба

Действия верховной власти

Массовые крестьянские волнения в июне 1906г.

Выборы в I Государственную Думу (20.03. - 20.04. 1906г.)

Думский адрес императору с требованием введения конституционного правления. Дума распущена указом царя.

Преобразование Госсовета в верхнюю палату парламента.

Издание «Основных законов Российской империи» , определявших полномочия Госсовета и Госдумы.

Восстание солдат и моряков Балтийского флота в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле в июле 1906г.

Издание «Временных правил», разрешавших создание профсоюзов (4.03.1906г.)

Покушение на П.А.Столыпина 12.08.1906г. (взрыв на Аптекарском острове)

Деятельность II Государственной Думы (20.02. - 2.06.1907г.)

Роспуск II Думы. Введение нового избирательного закона.

Создание военно - полевых судов (19.08.1906г.)

Третьеиюньская монархия. Начало столыпинской аграрной реформы.

Итоги первой русской революции.

Революция победила, по мнению умеренных либералов и консерваторов т.к.

  1. Создана Государственная Дума.
  2. Реформа Государственного Совета - преобразование его в верхнюю палату парламента.
  3. Провозглашение свободы слова.
  4. Разрешены профсоюзы.
  5. Частичная политическая амнистия.
  6. Отмена выкупных платежей.
  7. Начало аграрных реформ П.А.Столыпина.

Революция потерпела поражение, по мнению революционных сил.

  1. Самодержавие сохранилось и даже укрепилось.
  2. Помещичье землевладение сохранялось.
  3. Непослушные I и II Думы были разогнаны, выборы в Третью Думу были проведены так, чтобы большинство в ней представляли правые. Послушный парламент.
  4. Реакция властей на революционные события, преследование революционеров.

Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума.

Цели урока:

Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о том, что революция 1905-1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны; установить особенности образования политических партий в России на рубеже веков; классифицировать политические партии по направлениям и определить их программные требования по актуальным вопросам российской действительности.

Воспитательные: воспитывать чувства сопричастности к судьбе Отечества, переживания за её исторические судьбы.

Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Оборудование:

  • дидактический материал;
  • мультимедиапрезентация (в данном случае – всё содержится в тексте разработки).

Ключевые слова и термины: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная Дума.

Тип урока: урок формирования новых ЗУН.

Ход урока

I. Целеполагание (2-3 минуты).

Учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся сформулировать план рассмотрения нового материала. Таким образом, определяется последовательность изучения темы:

  1. Причины революции.
  2. Повод к революции.
  3. Основные события революции, её взлёты и падения.
  4. Итоги революции.

II. Актуализация знаний по предшествующему материалу методом фронтальной беседы по теме об особенностях социально-экономического и политического развития России в начале 20 века (6-8 минут).

Так как причины 1 российской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России начала 20 века, ученики под руководством учителя формулируют эти причины:

  1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как высшей формы представительной власти.
  2. Ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом.
  3. Нерешённость аграрного вопроса в стране: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей.
  4. Поражение России в русско-японской войне 1904-1905гг.

III . Изучение нового материала базируется на организации самостоятельной работы учащихся.

Опираясь на статистически данные таблицы: «Динамика стачечной борьбы (число участников забастовок в тыс. человек)» учащимся предлагается графически изобразить ход революции 1905-1907гг.

Год Кварталы
I II III IV
1905 810 481 294 1277
1906 269 479 296 63
1907 146 323 77 -

С помощью «Хронологии 1 российской революции» (оформляется раздаточным материалом) учащиеся под руководством учителя, анализируя предложенные факты, объясняют периоды роста и спада революционной активности и вносят полученные данные на график:

Хронология событий I Российской революции (раздаточный материал) .

1905 год
9.01 «Кровавое воскресение»: погибли 96 человек, ранены 333 человека.
Январь Полиция арестовала 608 «зачинщиков».
17.01 В ответ на студенческие волнения закрыты все столичные учебные заведения.
19.01 Николай II пожертвовал 50000 рублей, пострадавшим 9.01.
Февраль Террористический акт эсера Каляева против московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича.
18.02 Подписан рескрипт о создании законосовещательного органа -Государственной Думы.
Апрель III съезд РСДРП и конференция меньшевиков.
8-9.05 Партия «Союз союзов». Лидер – П.Н.Милюков.
12.05 Создание 1-го Совета Рабочих депутатов в г. Иваново-Вознесенске. Для решения вопросов местного самоуправления Советы стали создаваться рабочими в других городах.
14-25.06 Восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический».
Июнь Оформление 1-ой политической организации крестьян – Всероссийский крестьянский союз.
6.08 Высочайший Манифест «Об учреждении Думы» (законосовещательный орган).
Сентябрь Съезд земских и городских деятелей в Москве.
Сентябрь Общегородская политическая стачка в Москве.
Октябрь Всероссийская политическая стачка.
12.10 Учредительный съезд конституционно-демократической партии (кадеты).
14.10 Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов приказал расстреливать на месте лиц, оказавших сопротивление властям.
17.10 Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка и придании Думе законодательных функций», т.е. расширение избирательных прав, Дума – законодательный орган.
Октябрь Оформление политических партий: «Союз 17 октября» (октябристы) и «Союз русского народа» (черносотенцы).
Ноябрь Подъём революционного движения в армии, в том числе в Севастополе на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта Шмидта.
Ноябрь-декабрь Массовое создание революционных крестьянских комитетов.
3.11 Манифест царя об уменьшении на половину выкупных платежей с крестьян с 1.01.1906г. и прекращение их выплаты с 1.01.1907г.
7-8.12 Московский Совет рабочих депутатов. Начало Московского вооружённого восстания.
Декабрь Запрещение забастовочного движения
1906 год
Февраль Закон об ограничении свободы слова и печати: «Об антиправительственной пропаганде».
20.02 Преобразование Государственного Совета в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царём.
4.03 Разрешены профсоюзы.
23.04 «Основные законы Российской империи»: нет статьи о неограниченной власти царя; монарх осуществляет власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой; в случае чрезвычайных обстоятельств, во время думских каникул, правительство может самостоятельно принимать законы, в дальнейшем, внося их в течение двух месяцев на рассмотрение Государственной Думы, или они теряли силу.
27.04 Открытие I Государственной Думы.
13.05 Начало Думского кризиса.
9.07 Роспуск Государственной Думы.
14.07 В г.Гельсингфорсе совещание революционных партий.
Июль Восстание в Свеаборге, Кронштадте, попытка провести всеобщую забастовку в Москве.
Июль Правительственное сообщение о недопущении посягательства на помещичью землю.
19.08 Введение военно-полевых судов.
25.08 Программа серьёзных реформ правительства П.А.Столыпина: неприкосновенность личности и гражданское равноправие; улучшение крестьянского землевладения и улучшение быта рабочих; реформа местного суда; реформа средней и высшей школы.
Октябрь-декабрь Спад революции. Локальные стачки и забастовки. Образование партии русской буржуазии: «Торгово-промышленная партия».
1907 год
20.02 Открытие II Государственной Думы.
3.06 Манифест о роспуске II Государственной Думы и изменении избирательного закона в пользу имущих. Окончание 1-ой Российской революции.
Июль Локальные забастовки.

Для выяснения причин кризисов Государственных Дум целесообразно рассмотреть и проанализировать их партийный состав по политическим направлениям – «левые», «правые» и «центр».

Состав депутатов I и II Государственных Дум /

Партии I Дума II Дума
Трудовики 97 104
Кадеты и сочувствующие им 179 98
Октябристы и их сторонники 16 44
Прогрессисты - -
Социал-демократы 18 (меньшевики) 68
Эсеры - 37
Монархисты и их сторонники - 40
Беспартийные 105 17
Представители национальных окраин 63 76
Прочие - 34
Всего 478 518

IV. Актуализация знаний по изученному материалу методом фронтальной беседы с целью выяснения итогов революции.

Так как итоги 1 российской революции вытекают из всего материала урока, ученики под руководством учителя формулируют итоги и последствия:

  1. Учреждение Государственной Думы и преобразование Государственного Совета в верхнюю палату парламента.
  2. Дарование политических свобод.
  3. Отмена выкупных платежей.
  4. Начало аграрной реформы П.А.Столыпина.
  5. Введение рабочего законодательства.

V. Рефлексия (2-3 минуты).

Учитель предлагает учащимся задуматься о том, что нового они сегодня узнали на уроке и по желанию учащихся выслушиваются их ответы.

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок за работу на уроке, домашнее задание по учебнику Загладина Н.В. История Отечества. ХХ-ХХI века.

  1. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992, с.80.
  2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992, с.55-79.
  3. Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.52.
  4. Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11 класса. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.30-53.
  5. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2000, с.36-60.

Причины революции:

  • обострение политической обстановки в стра-не из-за упорного нежелания правящих кругов во главе с Николаем II проводить назревшие ре-формы;
  • нерешенность аграрного вопроса — малозе-мелье крестьян, выкупные платежи и т. д.;
  • нерешенность рабочего вопроса — отсутст-вие социальной защищенности рабочих при крайне высоком уровне эксплуатации;
  • нерешенность национального вопроса — ущемление прав национальных меньшинств, особенно евреев и поляков;
  • падение морального авторитета правитель-ства и особенно Николая II из-за позорного пора-жения в русско-японской войне.

Основные этапы революции. Можно выделить два этапа.

Первый этап (1905): события развива-лись по нарастающей.

Ключевые даты этого этапа

9 января — Кровавое воскресенье. Расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге по-служил поводом к началу революции.

Февраль март — массовые демонстрации и забастовки во всех регионах страны.

Май июнь — стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Начало создания Советов рабочих депутатов как альтернативных органов власти.

14—24 июня — восстание на броненосце «По-темкин». Причина — злоупотребления офице-ров. Показало правительству, что на вооружен-ные силы в полной мере рассчитывать нельзя, и вызвало первые уступки с его стороны.

Август — проект закона о Булыгинской думе (по фамилии министра внутренних дел А. Г. Булыгина — главного разработчика этого проекта.) — попытка создания законосове-щательной Думы. Это была явно запоздалая ус-тупка, которая не удовлетворила ни одну общест-венную силу, кроме монархистов.

7—17 октября — Всероссийская октябрьская стачка, кульминация революции. Участвовало более 2 млн человек. Парализовала экономиче-скую жизнь, вынудила правительство пойти на серьезные уступки.

17 октября !!! — манифест «Об усовершенст-вовании государственного порядка». Дарованы демократические права и свободы, объявлено о проведении выборов в законодательный парла-мент — Государственную думу и о создании Сове-та министров (первый председатель — С. Ю. Вит-те, он же — инициатор издания Манифеста 17 октября и избирательного закона).

11 —15 ноября — восстание моряков Черно-морского флота, солдат Севастопольского гарни-зона и рабочих порта и Морского завода под руко-водством лейтенанта П. П. Шмидта. Подавлено.

9—19 декабря — Московское вооруженное восстание. В ходе боев на Пресне большевики попытались поднять всеобщее вооруженное восста-ние. Окончилось неудачей.

Второй этап (1906 — 3 июня 1907 г.) ха-рактеризуется спадом вооруженной борьбы, пе-реходом ее в русло парламентской борьбы в I и II Государственной думе. Все это происходило на фоне активизации крестьянских выступлений и ответных карательных акций правительства, политической борьбы различных партий.

Ключевые даты этого этапа

Март — апрель 1906 г. — проведение выбо-ров в I Государственную думу.

23 апреля 1906 г. — издание новой редакции Основных законов Российской империи: Россия юридически перестала быть абсолютной монар-хией.

27 апреля — 8 июля 1906 г. — I Государст-венная дума. Основным вопросом в Думе стал аграрный: «про-ект 42-х» кадетов и «проект 104-х» трудовиков. Дума досрочно распущена по обвинению в негативном влиянии на общество.

20 февраля — 2 июня 1907 г. — II Государ-ственная дума. По составу оказалась радикаль-нее предыдущей: первое место у трудовиков, вто-рое — у кадетов. Основной вопрос — аграрный.

3 июня 1907 г. — государственный перево-рот: роспуск II Думы. Николай II своим указом изменил избирательный закон без санкции Ду-мы, что являлось нарушением Основных законов1906 г. Это событием стало окончанием револю-ции.

Итоги революции:

  • главный итог — изменение формы правле-ния в России. Она стала конституционной (огра-ниченной) монархией;
  • правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить вы-купные платежи;
  • несколько улучшилось положение рабочих (повышение заработной платы, сокращение рабо-чего дня до 9—10 часов, введение пособий по бо-лезни, но, правда, не на всех предприятиях).

Вывод: в целом революция носила незавер-шенный характер. Стоявшие перед страной про-блемы она решила только наполовину.

В России к 1905 году сложилась непростая экономическая ситуация. Мировой экономический кризис начала 20 века тяжело сказался на экономике России.

Огромный государственный долг после Русско-Турецкой войны не давал возможности использования ресурсов на внутренние нужды государства. Неразвитость аграрного сектора, низкая покупательная способность подавляющего большинства населения страны тормозили развитие всей экономики. Отсутствовали новые институты законодательной и исполнительной власти.

Медленно приспосабливалось к новым условиям поместное дворянство. Большинство мелких и средних собственников стремительно теряло землю, перезакладывая свои владения. Хозяйство велось по старинке, земли просто сдавались в аренду крестьянам под отработки, что не могло принести высоких прибылей.

Доходы, полученные помещиками от государства при выходе крестьян из крепостной зависимости, «проедались» и не способствовали развитию помещичьих хозяйств на капиталистических началах.

Крестьяне страдали от безземелья, налогов, выкупных платежей. Подати и другие поборы поглощали не менее 70% доходов крестьянских хозяйств. Крестьяне, которые уходил в город на заработки, вынуждены были соглашаться на любую работу. Тем самым тормозилось внедрение передовой техники, т.к. квалификация таких рабочих была очень низкой.

Развитие российской индустрии имело ряд отличительных черт:

первая - ведущая роль государства, которое посредством кредитования и государственных заказов стимулировало развитие производства, что приводило к зависимости русских предпринимателей от чиновников;

вторая - большая доля иностранного капитала, в основном бельгийского и французского, который доминировал в тяжелой промышленности, например, в угледобывающей промышленности 70% составлял иностранный капитал, а в металлургии - 42%.

Степень эксплуатации рабочих в России была очень высока: капиталисты забирали с каждого рубля, заработанного рабочим, в виде прибыли 68 коп. в обработке минералов, 78 - в обработке металлов, 96 - в пищевой промышленности. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей.

Противоречие между начавшейся в стране капиталистической модернизацией и сохранением докапиталистических форм хозяйства приводили к промышленному спаду производства. Помещичье землевладение, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность приводили экономику России к дисбалансу.

Политические причины революции

Начиная с 1904 года в стране росло недовольство политикой Николая II. Поражение России в войне с Японией в 1904-1905 гг. усилило антиправительственные настроения. Недовольство по отношению к царскому правительству проявляла буржуазия, которая, обладая огромными богатствами, экономическими рычагами воздействия на политику, но не имела условий для политической деятельности, для законного участия в управлении страной.

В российском государстве на вершине власти был монарх, и от него зависело, как будут разрешаться противоречия. Николай II(Приложение 1) был довольно безразличен к государственным делам, он занимался ими, но они его не интересовали. Фактически государство в лице монарха и бюрократии не могло разрешить накопившихся экономических и политических проблем. В условиях назревающей революции правительство стремилось к сохранению существующего строя без каких-либо политических изменений. Основной политической опорой самодержавия продолжали оставаться дворянство, армия, казачество, полиция, разветвленный бюрократический аппарат, церковь. Правительство использовало вековые иллюзии народных масс: религиозность, политическую неграмотность.

Правительственный лагерь был неоднородный. К 1905 году сформировались и успешно действовали основные дореволюционные партии: Российская социал-демократическая рабочая партия РСДРП (лидерами партии являлись В. Ленин, Г. Плеханов, Ю. Мартов.); партия социалистов-революционеров ПСР - эсеры (лидерами партии являлись Е.К. Брешко-Брешковская, Г.А. Гершуни, В.М. Чернов.); «Русское собрание» национально-монархическая организация (покровителем и почётным членом был Министр МВД В.К. Плеве). Если «правые» стремились блокировать все попытки реформ, отстаивали неограниченное самодержавие, выступали за подавление революционных выступлений, то в правительственном лагере появились «либералы», которые понимали необходимость расширения и укрепления социально-политической базы монархии, союза дворянства с верхами торгово-промышленной буржуазии.

К началу 1905 года нарастает народное волнение. Начинаются первые выступления студентов и рабочих по всей России, в таких крупных городах как Санкт-Петербург, Казань, Тифлис и других. Шло на подъем и крестьянское движение. В 1900--1904 гг. было отмечено 1205 крестьянских выступлений. Но все они с помощью правительственных войск были подавлены, подвергнув крестьян жестоким наказаниям. После начала русско-японской войны прошла волна выступлений в армии и на флоте. Обстановка в стране становилась все более напряженной.

Нерешенный национальный вопрос требовал определённых решений. В начале XX века Россия представляла собой одно из крупнейших государств мира, состоящим более чем из 100 наций и народностей. Николай II усилил притеснения и гонения «инородцев и иноверцев», сеялась вражда и ненависть между народами. На фоне этих событий началось формирование национального самосознания поляков, литовцев, латышей, финнов, грузин. Национальные меньшинства начали требовать политической и культурной автономии.

Сохранение самодержавия, отсутствие в стране политических свобод, полицейско-чиновничий произвол, полное политическое бесправие стало очередным кризисом «верхов».

Кроме внутренних политических проблем копились и внешние. Россия была зависима от своих международных партнеров. Войдя в Антанту, в обмен на огромные французские займы она должна была участвовать в грядущей мировой войне. Попытки России принять участие в империалистическом переделе мира, усилить свое пребывание на Дальнем Востоке, закончилось позорным поражением в Русско-Японской войне 1904-1905 гг. , что послужило новой волной недовольства царизмом в армии. Война ещё более усугубила кризис и явилась катализатором, ускорившим возникновение революции.

Социальные причины революции

С индустриализацией промышленности в социальном строе России стали складываться новые классы капиталистического общества, происходит усиление политических амбиций буржуазии и общественная роль рабочего класса.

В результате в России к началу ХХ века сложились следующие основные классы общества. Дворяне занимали ключевые посты в центральных и местных органах управления, владели большим земельным фондом(1,4% населения). Духовенство не платило податей, не несло воинскую повинность, церковь располагала значительным имуществом (земельным и недвижимым), духовенство идейно обслуживало самодержавие и следило за моральным состоянием общества (0,5%). Казачество было военнослужащим сословием, охранявшим границы государства и являвшееся социальной опорой самодержавия. В свободное время казаки обрабатывали землю, они пользовались особыми благами, бесплатным медицинским обслуживанием и обучением(2,5%). Чиновничество было неоднородным по своему имущественному положению и роли в государственной жизни. Оклады высшей бюрократии (министры, сенаторы) намного превосходили заработок мелких служащих. Буржуазия постепенно становилась ведущей силой в экономике страны, однако ее численность была невелика и в политической системе России буржуазия играла незначительную роль. У буржуазии не были сформированы единые политические требования.

Основным податным и наиболее бесправным сословием были крестьяне (77%). Они не могли свободно распоряжаться своими наделами и платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям.

К началу ХХ века за счет выходцев из беднейших слоев разных сословий сформировался новый класс общества пролетариат (рабочие), его численность составляла 13 млн. человек

Таким образом, русское общество являлось разрозненным: высокообразованные слои - интеллигенция, часть помещиков (в меньшинстве) -- оказались не в состоянии преодолеть культурный разрыв с так называемым «народом» (большинством).

На кануне революции 1905-1907 сложились объективные причины которые так или иначе связаны с процессами обновления политической, экономической, социальной областей жизни страны. Социальные конфликты, негативные отношения власти и общества, чиновничества и населения, помещиков и крестьян неизбежно вели к социальному протесту. Порожденный модернизацией экономический кризис, усугубившийся отсутствием трудового законодательства привел к обострению рабочего вопроса. Социальные конфликты и экономические проблемы переплетались с межнациональными и межконфессиональными.

Основными итогами революции стали: изменение формы правления в России, она стала конституционной (ограниченной) монархией; ослабление помещиков и улучшение жизни крестьян; повышения уровня жизни рабочих; национальные окраины получили представительство в Думе; разрешение на легальную деятельность политических партий, профсоюзов, прессы.

Одним из главных итогов революции 1905-1907 гг. Появились перемены в менталитете народа. На смену патриархальной России шла Россия революционная. Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию.

Часть трудящихся получила избирательные права. Пролетариат получил возможность образовывать профсоюзы, за участие в стачках рабочие больше не несли уголовной ответственности.

Рабочий день во многих случаях сократился до 9-10 часов, а в некоторых даже до 8 часов. В годы революции рабочие добились повышения зарплаты на 12-14%. Была введена система коллективных договоров рабочих с предпринимателями, регламентирован порядок организации работы и отдыха.

Созданная Государственная Дума, несмотря на её ограниченные права, все же давала некоторую возможность для легальной демократической пропаганды. Царизму пришлось смириться с существованием в стране таких элементов буржуазной демократии, как многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако, не в полном объеме и без гарантий их соблюдения).

В деревне также произошли изменения: правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы, были отменены выкупные платежи, сократился помещичий произвол, понизилась арендная и продажная цена на землю; крестьяне приравнивались к другим сословиям в праве на передвижение и место жительства, поступления в вузы и на гражданскую службу. Чиновники и полиция не вмешивались в работу крестьянских сходов.

Однако в главном аграрный вопрос так и не был решен: крестьяне не получили земли.

Революция 1905 года затронула не только Россию, но и всколыхнула народы Востока. Революционные события, столкновения народных масс с властями произошли в странах Азии.

Революция 1905-1907 гг. не решила основных проблем политического и социально-экономического развития, но подтолкнула Россию к периоду развития во всех сферах общества.

Роль Революции

Первая русская революция, подняв на борьбу широчайшие народные массы(8), явилась для рабочих и крестьян школой политического воспитания. Революция показала в действии все классы русского общества и позволила трудящимся определить своих друзей и врагов.

Россия получила шанс перейти от самодержавной формы правления к конституционной монархии, либерализации политического режима.

Одним из важнейших итогов революции стала возможность создание легальных партий на основе манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка». Создаются либеральные партии Конституционно-демократическая (лидер П.Н. Милюков) и «Союз 17 октября» (лидер А.И. Гучков); оформляются монархические (черносотенные) организации -- «Союз русского народа» (лидер А.И. Дубровин), Русская монархическая партия и др.

Также одним из важнейших итогов революции стало главное направление деятельности Столыпина введение аграрной реформы. И 9 ноября 1906 года царь утвердил предложенный Столыпиным указ, начавший аграрную реформу. Главным ее содержанием было разрушение крестьянской общины и предоставление крестьянам права самим решать свою дальнейшую судьбу. Для ликвидации малоземелья крестьян Столыпин предложил начать широкомасштабное переселение всех, кто нуждался в земле, в восточные районы страны, где были обширные незаселенные пространства. Для поддержки переселенцев предполагалось предоставлять им ссуды через Крестьянский банк и оказывать помощь в землеустройстве. Кроме аграрной реформы, Столыпин разработал проекты социальной реформы (она должна была несколько смягчить положение рабочих), перестройки системы образования (предполагалось в течение 15-20 лет обеспечить всеобщее начальное образование), корректировки национальной политики (введение земского самоуправления в западных губерниях) и др. Однако выполнить задуманное Столыпину было не суждено. В сентябре 1911 года он погиб в Киеве от руки террориста. Вместе с ним исчезли и многие из его начинаний.

В ходе революции 1905--1907 годов были заложены основы для создания под руководством пролетариата единого революционного фронта угнетенных народов России. Революция ослабила либеральную буржуазию, как политическую силу, лишив ее значительной часта резервов и прежде всего крестьянства. Революция подтвердила правильность стратегического плана большевиков, разработанного В.И. Лениным. Она доказала, что роль вождя рабочего класса и всех трудящихся может выполнять лишь революционная марксистская партия -- партия нового типа.

Революция 1905-1907 годов оказала огромное влияние на развитие международного революционного движения, революция подняла на новую, высшую ступень пролетарское движение во всем мире. Под ее могучим воздействием мощная волна стачек и забастовок охватила все страны Западной Европы.

В начале XX в. было создано в общей сложности более 150 политических партий -- общероссийских, региональных и национальных. Основы для их легализации возникли с изданием Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу создания союзов и проведения собраний. Росту либеральных партий способствовали избирательные кампании в Государственную Думу, а радикальных -- массовые народные выступления.

Процесс формирования российской многопартийности имел специфические особенности.

Во-первых, политические партии возникли в России значительно позже, чем в передовых странах Западной Европы и Америки, где процесс генезиса партийных течений и организаций был связан с борьбой нарождавшейся буржуазии против феодально-абсолютистской системы, начавшейся в XVII в.

Во-вторых, другой была последовательность возникновения партий. В Западной Европе ранее всего возникли консервативные партии, затем -- либеральные и лишь потом -- социалистические. Очередность их возникновения была обусловлена эволюцией европейского капитализма: партии консервативной ориентации выражали интересы крупных аграриев и торговцев доиндустриальной эпохи, либеральные -- интересы промышленной, финансовой и торговой буржуазии, связанные с развитием индустрии, пролетарские партии появились в условиях обострения противоречий буржуазного общества. В России, где крупная капиталистическая промышленность соседствовала с пережитками феодализма, первыми возникли партии социалистической ориентации, затем появились либеральные партии и. наконец, консервативные.

В-третьих, организаторами и руководителями партий являлся специфически русский социальный слой -- интеллигенция, которая состояла из представителей разных сословий. Большинство партий стремилось представить себя как надклассовые, общенародные, выражавшие общие потребности развития страны, что нашло отражение в их названиях. Так, кадетская партия именовала себя «партией народной свободы». Между тем типичной чертой российской многопартийности являлась конфронтационность, проявлявшаяся во взаимоотношениях партий между собой и с властью.