Дифференциальное питание. Паронимия

21. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

1. У билетной кассы предъявляли свои... (командировочные - командированные ) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо - личность ) этого человека. 3. На мебель были... (одеты - надеты ) чехлы. 4. Молодая актриса играет... (главную - заглавную ) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия ), мы достигли вершины горы. 6. На выставке представлен большой выбор красивой и... (практичной - практической ) обуви. 7. Группа школьников... (пришла - зашла ) в музей на лекции. 8. Мы все... завтра (придем - выйдем ) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 9. В порту судно... (стало - встало ) на якорь. 10. Перед подвигом защитников отечества мы... (преклоняем - склоняем ) голову. 11. Он внимательно слушал лекцию, делая... (пометы - заметки ) в блокноте. 12. Мы так давно не виделись, что вначале я его не... (узнал - признал ).

22. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.

23. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. 7. Первое время научная работа поддавалась нелегко. 8. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесенного в связи с этим ущерба урожайность в этом году значительно уменьшилась. 9. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 10. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 11. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 12. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска 13. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 14. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 15. Стены имеют неприглядный вид, они не покрашены, вместо вешалок набиты гвозди. 16. Произведение - та же жилая площадь, поэтому перенаселять ее очень опасно. 17. Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего. 18. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.


Безымя(н,нн)ый мастер

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.


Объясните орфограммы и пунктограммы.

Как называются слова, заключённые в скобках?

Найдите однокоренные слова в тексте. Как они называются с точки зрения лексики?

Как же называются эти слова с точки зрения лексики?


Паронимы

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

Омского р-на

Омской обл.


Кто прав?

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:

Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

Кто, по-вашему, прав?


  • Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”.
  • Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова?
  • Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

  • Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни.
  • Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни.
  • Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.
  • Кабанова показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой.
  • ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено.
  • Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья.

«Составьте словосочетания»: подберите к данным словам подходящие по смыслу слова из скобок. Объясните различия в значении паронимов.

Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).


«Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку. 3)Шуба была сшита из искусного меха.4) В заглавной роли снялся известный актёр.


Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках (вычеркни ненужное слово).

1. У билетной кассы предъявляли свои... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет... (главную - заглавную) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы.


Составьте словосочетания с паронимами:

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить – обсудить


Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2.Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.


  • 1. Какие слова называются паронимами?
  • 2. Как образуются паронимы?
  • 3. Какова роль паронимов в речи?

  • Домашнее задание. Подобрать из художественных произведений 6 предложений с паронимами

1. Дайте свои варианты правки, укажите виды ошибок 3

2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, устраните их (на ограничительных линиях укажите выбранные паронимы). 4

3.Отредактируйте предложения. 5

4. Укажите значение слов, составьте с ними по одному предложению: 6

5. Расставьте ударение 8

6.Просклоняйте: двадцать две тысячи четыреста один. 8

7.Приведите не менее 20 примеров нарушений лексических, морфологических, синтаксических норм русского языка из публичной речи (радио, телевидение, газеты, журналы); дайте анализ допущенных ошибок и свой вариант правки. 9

Список литературы. 12

1. Дайте свои варианты правки, укажите виды ошибок

1.Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений – борьба народа за свободу и независимость.

Заглавная тема произведений, созданных писателем в эти годы, - борьба народа за свободу и независимость. (Речевая ошибка – неудачный порядок построения предложения).

2.Разумно были смонтированы громкоговорители, манометры. «Это новое сотворение Бабенко», - пояснил Медведев.

Разумно были смонтированы громкоговорители, манометры. «Это новое творение Бабенко», - пояснил Медведев. (Грамматическая ошибка – ошибочное словообразование).

3.Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

Грипп – очень заразен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (Речевая ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении).

4. Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при обращении с животными.

Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при общении с животными. (Речевая ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении).

5. В этом квартале мы стали выпускать пряники с именами новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». Они обладают отличными качествами.

В этом квартале мы стали выпускать пряники новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». (Речевая ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении). Они обладают высоким качеством. (Грамматическая ошибка – ошибка в образовании формы существительного).

6. Создать сытую зимовку для общественного животноводства – первейшая задача полеводов.

Создать сытую зимовку для скота – первейшая задача полеводов. (Речевая ошибка – употребление слово в несвойственном ему значении).

7.Не стремление к внешней эффективности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего.

Не стремление к внешней эффектности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего.

2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, устраните их (на ограничительных линиях укажите выбранные паронимы).

1.Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет. необратимы.

Изменения, происшедшие в стране за последние десять лет, необратимы. (Паронимы: прошедшие – происшедшие).

2. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его деятельности заметны и поныне.

Он был настоящим подвижником книги, плоды его деятельности заметны и поныне. (Паронимы: Сподвижник – подвижник).

3.Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.

Первый выпуск журнала был встречен читателями с большим интересом. (Паронимы: заинтересованность – интерес).

4. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.

Утверждая документацию, директор ставит на ней свою подпись. (Паронимы: роспись – подпись).

5. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды.

Универсальный стиральный порошок также употребляется для мытья посуды. (Паронимы: мойка – мытье).

3.Отредактируйте предложения.

1.В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.

В район приехал инструктор для подготовки из местных жителей специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями.

2. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.

Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на дальнее расстояние.

3. Те, кто не совершал преступлений, могут быть амнистированы.

Те, кто совершал преступления, могут быть амнистированы.

4.Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали, и показать не можем.

Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не добивались, и добиться не

Паронимы (гр. para – возле + onima – имя) – это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись – роспись, одеть – надеть, главный – заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Учитывая особенности словообразования паронимов, можно выделить следующие группы.

  1. Паронимы, различающиеся приставками: опечатки – отпечатки, уплатить – оплатить;
  2. Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный – безответственный, существо – сущность; командированный – командировочный;
  3. Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную основу, другой – производную. При этом в паре могут быть:
  • а) слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост – возраст;
  • б) слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами: тормоз – торможение;
  • в) слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз – нагрузка.

В семантическом отношении среди паронимов обнаруживаются две группы.

1. Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный – длительный, желанный – желательный, гривастый – гривистый, жизненный – житейский, дипломатичный – дипломатический и под. Таких паронимов большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях (толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической сочетаемости; ср.: экономические последствия – экономичное ведение хозяйства, богатое наследство – тяжелое наследие; выполнять задание – исполнять песню.

2. Паронимы, резко различающиеся по смыслу гнездо – гнездовье, дефектный – дефективный. Таких единиц в языке немного.

Особую группу паронимов составляют такие, которые отличаются функционально-стилевой закрепленностью или стилистической окраской; ср.: работать (общеупотр.) – сработать (проcт. и спец.) жить (общеупотр.) – проживать (офиц.).

Некоторые авторы трактуют явление паронимии расширенно, относя к паронимам любые близкие по звучанию слова (а не только однокорневые). В этом случае паронимами следует признать и такие созвучные формы, как дрель – трель, ланцет – пинцет, фарш – фарс, эскалатор – экскаватор, вираж – витраж и др. Однако их сближение в речи носит случайный характер и не закрепляется всем многообразием системных отношений в языке. К тому же сопоставление разнокорневых созвучных слов нередко носит субъективный характер (одному кажутся похожими слова вираж – витраж, другому – вираж – мираж)

Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам

При изучении паронимов естественно возникает вопрос об их отношении к другим лексическим категориям – омонимам, синонимам и антонимам. Так, некоторые ученые рассматривают паронимию как некую разновидность омонимии, а паронимы, следовательно, как «псевдоомонимы», указывая на их формальную близость. Однако при омонимии наблюдается полное совпадение в произношении разных по значению слов, а паронимичные формы имеют некоторые различия не только в произношении, но и в написании. К тому же семантическая близость паронимов объясняется этимологически: изначально у них был общий корень. А сходство слов-омонимов чисто внешнее, случайное (за исключением тех случаев, когда омонимия развивается в результате распада значений многозначного слова).

Паронимы необходимо отличать и от синонимов, хотя иногда сделать это бывает затруднительно. При разграничении этих явлений следует иметь в виду, что расхождение в значениях паронимов обычно настолько значительно, что замена одного из них другим невозможна. Смешение паронимов приводит к грубым лексическим ошибкам: «Мать одела (надо надела) на ребенка пальто»; «В вестибюле гостиницы сидели командировочные» (надо командированные). Синонимы же очень часто взаимозаменяемы. При всем своеобразии семантических структур они предоставляют автору право широкого выбора наиболее подходящего по значению слова, не исключая вариантов синонимической замены. В то же время известны случаи перехода паронимов в синонимы. Так, сравнительно недавно слово смириться имело значение «стать смирным, покорным, смиренным»; употребление его в значении «примириться» считалось недопустимым. Однако в разговорной речи это слово все чаще стало обозначать – «привыкнув, примириться с чем-нибудь»: смириться с бедностью, смириться с недостатками. Современные толковые словари русского языка отмечают это значение как основное. Таким образом, бывшие паронимы, в результате их смешения в речи, могут сблизиться и в конце концов превратиться в синонимы. Однако следует иметь в в иду, что взаимозаменяемость недавних паронимов допустима лишь в том случае, если развившееся у них новое значение закреплено в языке.

Смысловое различие паронимов не простирается, как правило, до предельной противоположности, т.е. паронимы не вступают в антонимические отношения. Они могут быть противопоставлены только в контексте: «Долг, а не должность»; «Служение, а не служба» (заголовки газетных статей). Однако подобное противопоставление паронимов не отражается на их системных связях в лексике и носит окказиональный характер.

Использование паронимов в речи

Паронимы требуют к себе особого внимания, поскольку в речи недопустимо их смешение. Например, нередко можно столкнуться с неправильным употреблением паронимов подпись – роспись: «Поставьте свою роспись»; «Это ваша роспись на справке?» [роспись означает – «живопись на стенах, потолках, предметах быта и т п.» или «действие по глаголу расписать» (в значении – «записать в разные места»: расписать примеры на карточки)]. Эти значения закреплены в толковых словарях русского языка. Здесь же разъясняются и значения слова подпись 1. «Действие по глаголу подписать (в значении – «подтвердить, заверить, поставить подпись») 2. «Надпись под чем-нибудь» (подпись под картиной) 3. «Собственноручно написанная фамилия» (поставить свою подпись)

Правильное употребление паронимов – необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их – признак невысокой речевой культуры.

Художники слова учат нас бережному обращению с паронимами. Можно привести немало примеров их удачного использования: И прежний сняв венок – они венец терновый, увитый лаврами, надели на него. (Л.), Сбоку, поближе к скотным дворам, выкапывался небольшой пруд, который служил скотским водопоем. (С.-Щ.)

В тексте иногда сталкивают паронимы, чтобы обратить внимание на их смысловое различие: Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают (А. Югов) Паронимы используют и для выделения соответствующих понятий: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность (М. Марич); Из дверей сарая... вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха (Шол.). Паронимы нередко сопоставляются в тексте: Служить бы рад, – прислуживаться тошно (Гр.); возможно и их противопоставление: Я жаждал дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, успех, а не преуспеянье? (Евт.).

В художественной речи могут встретиться и совершенно особые индивидуально-авторские образования. Они построены на основе паронимических связей с какими-либо словами литературного языка. Такие окказиональные «паронимы» заменяют в устойчивых словосочетаниях свои корреляты, создавая тем самым каламбур: памятник первоопечатнику (ср. первопечатнику), содрание сочинений (ср. собрание), червь самомнения (ср. сомнения), тела давно минувших дней (ср. дела) Комический эффект от сближения таких созвучных слов достигается благодаря совершенно неожиданной игре слов в знакомых и устойчивых выражениях, которые приобретают при этом новую образность и выразительность.

Вопросы для самопроверки

  1. Какое явление называется паронимией?
  2. Чем отличаются паронимы от омонимов?
  3. В чем отличие паронимов от синонимов?
  4. При каких условиях паронимы могут переходить в синонимы?
  5. Чем объясняются ошибки в употреблении паронимов?

Упражнения

21. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

1. У билетной кассы предъявляли свои... (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо – личность) этого человека. 3. На мебель были... (одеты – надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет... (главную – заглавную) роль в спектакле «Анна Каренина». 5. Напрягая последние (силы – усилия), мы достигли вершины горы. 6. На выставке представлен большой выбор красивой и... (практичной – практической) обуви. 7. Группа школьников... (пришла – зашла) в музей на лекции. 8. Мы все... завтра (придем – выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 9. В порту судно... (стало – встало) на якорь. 10. Перед подвигом защитников отечества мы... (преклоняем – склоняем) голову. 11. Он внимательно слушал лекцию, делая... (пометы – заметки) в блокноте. 12. Мы так давно не виделись, что вначале я его не... (узнал – признал).

22. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый – добротный, дружеский – дружественный, дефектный – дефективный, конструкторский – конструктивный, эффектный – эффективный, блудить – блуждать, отражать – отображать, проводить – производить, представить – предоставить, опробовать – апробировать, укрывать – скрывать, осудить – обсудить; новшество – новинка, урожай – урожайность, существо – сущность.

23. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5–6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. 7. Первое время научная работа поддавалась нелегко. 8. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесенного в связи с этим ущерба урожайность в этом году значительно уменьшилась. 9. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 10. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 11. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 12. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска 13. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 14. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 15. Стены имеют неприглядный вид, они не покрашены, вместо вешалок набиты гвозди. 16. Произведение – та же жилая площадь, поэтому перенаселять ее очень опасно. 17. Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего. 18. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

Определите, что представляет собой каждая пара слов: омо­нимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов в таблице 3.

Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искус­ный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, тру­долюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный ин­струмент) - горн (в кузнице).

Таблица 3

Типы системных отношений в лексике

Примечание.

Упражнение может выполняться несколькими учащимися у доски в форме распределительного диктанта. Остальные учащиеся делают упражнение в тетрадях и проверяют работу у доски, внося в нее исправления, если в этом есть необ­ходимость.

Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать,не только то, какими они бывают, но и то, как они работают втексте.

3. Вопросы и задания по теме «Омонимы».

Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каж­дого из них.

Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.

А)Много разных есть ключей:

Ключ - родник между камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Полные омонимы.)

Б) Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду кринку.

Вдруг на мишку - вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть.

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

(«Крынку» и «кринку» - омофоны, «напасть» и «напасть» - омо­формы, «осиной» и «осиной» - омоформы, «впасть» и «в пасть» - омофоны, «попало» и «попало» - омоформы.)

Выполните упражнение 10 (с. 16).

К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)

4. Вопросы и задания по теме «Паронимы».

Какие слова обычно вступают в паронимические отно­шения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)



Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смыс­ловое различие.)

К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? (К словарям паронимов или тол­ковым словарям.)

Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы. Например: буд­ний - обычный, будний день, антоним к слову «выходной». Будничный - будничная одежда.

Жалостный - жалостливый. Ответный - ответственный. Тактичный - тактический. Фактичный - фактический. Воспитательный - воспитательский. Длинный - длительный. Запасный - запасливый. Злой - злостный. Нестерпимый - нетерпимый. Освоить - усвоить. Описка - отписка.

5. Вопросы и задания по теме «Синонимы».

Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)

Выполните упражнение 19 (с. 19).

С помощью Толкового словаря русского языка С.И. Оже­гова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует ан­тоним.

Горячий - жгучий - знойный - палящий - раскаленный.

Известие - извещение - весть - новость - сообщение.

Наружность - вид - внешность - облик - портрет.

Бедствие - несчастье - беда - катастрофа - злоключение.

Эпоха - период - время - век - пора.

Старый - древний - ветхий - дряхлый - старинный.

Цепи - оковы - узы - путы - вериги.

Прочный - твердый - крепкий - долговечный - нерушимый.

Смелый - бесстрашный - храбрый - отважный - доблестный.

Учить - изучить - штудировать - твердить - зубрить.

Умный - понятливый - толковый - сметливый - смышленый.

Примечание. Это задание можно выполнять в парах или малых группах, в зависимости от количества человек в классе. Проверкой могут служить либо устное выступление каждой пары (группы), либо работа над умением правильно употребить синоним в тек­сте (например, написание мини-сочинения по группе синонимов на заданную тему).



6. Вопросы и задания по теме «Антонимы».

Могут ли быть антонимами однокоренные слова? (Да. На­пример, народный - антинародный.)

С помощью каких средств однокоренные слова приобре­тают противоположные значения? (С помощью приставок с отрицательным значением, например честный - нечестный, атака - контратака.)

Как используются антонимы при создании текста? (Они используются для создания антитезы, т. е. резкого противо­поставления предметов и явлений.)

Выполните упражнения 23, 25, 27.

III. Итог урока

Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)

Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омони­мы и паронимы? (Используются мастерами слова при созда­нии текстов.)

Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.

Домашнее задание (может быть дифференцированным)

1. § 8-10 (с. 22-29).

2. Упражнение 1 . Отредактировать предложения: найти слу­чаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.

Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.

Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.

Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.

Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с боль­шой заинтересованностью.

Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.

Под текстом заявления нужно поставить роспись.

Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.

Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.

Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в мате­матику и биологию.

3. Упражнение 2. Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные анто­нимы.

Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серь­езно, умный, молодой.